О славном проекте доблестного Терри Гиллиама Голливудского ходили легенды. Режиссер задумал экранизацию пародии на рыцарский роман ещё в начале 90-х, но злые чародеи наложили проклятие на его ленту (у нас подобное часто писали о «Мастере и Маргарите»), оттого славный рыцарь Голливудский целых тридцать лет путешествовал во имя прекрасной Идеи. На своем пути, он столкнулся с коварными похитителями авторских прав и ворами денег, лишился множества соратников, а однажды, почти достигнув цели, был сбит с пути ураганом, о том случае даже сняли фильм «Затерянные в Ла-Манче». И вот, по прошествии почти 30 лет с начала путешествия, Терри Гиллиам, рыцарь сказочного образа, выпустил на экраны самую долгожданную картину века — «Человек, который убил Дон Кихота».
Глава 1 о том, как Санчо Панса стал режиссером
Конечно, тот факт, что Гиллиам задумал картину настолько давно, а так же множество слухов вокруг его работы превратили саму ленту «Человек, который убил Дон Кихота» в миф, достойный изложения на бумаге. Много раз преобразуясь, из запланированной экранизации книги Сервантеса, фильм превратился в притчу о кинематографистах.
Так Санчо Панса, которого в разное время могли сыграть Дэнни ДеВито, Джонни Депп и Юэн МакГрегор, превратился в суперпопулярного режиссера Тобиаса Граммета, которого в конце концов сыграл Адам Драйвер. Терри Гиллиам в интервью сказал, что Адам Драйвер именно тот актер, которого он так долго искал на эту роль. Драйвер действительно прекрасен в роли вынужденного оруженосца. Движение его образа, явные изменения в душе героя, находят в зрителе отклик. Актер отлично отыграл изменения своего персонажа и то, как он продал мечту и то, как ушел в резкое пике после встречи с Дон Кихотом и то, как он, наконец, этим Дон Кихотом стал сам.
Именно благодаря этому образу, кинематографиста, фильм стал отчасти автобиографичным. Он об идее, о юношеском максимализме, о вреде отказа от своей мечты в угоду коммерческому успеху — обо всем, что в разное время беспокоит творческого человека. Думаю, в свои 77 лет опытный Гиллиам создал для нас какую-то притчу о людях искусства в канве своего самого понятного фильма.
Глава 2 о самом понятном фильме Терри Гиллиама
Вспомним кто такой Терри Гиллиам. Он снимал в разное время «Воображариум доктора Парнаса», «Страну приливов», «Братьев Гримм», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «12 обезьян», «Бразилию». Все эти фильмы фантасмагоричные, сказочные, сумасшедшие и театральные. Но важно, что все они, так или иначе, касаются темы человеческого эскапизма в самых различных формах. «Человек, который убил Дон Кихота» повторяет традицию Гиллиама, режиссер во многом цитирует себя. Он вновь создает мир на пороге фантазии и реальности, в котором зачастую невозможно понять: происходящее на экране действительно происходит или только в фантазиях героев? Такая интеграция реального в вымышленное, буквально, как в его классическом фильме «Бразилия» к концу ленты достигает своего грустного апофеоза. Нам, зрителям, вполне понятно, что тот мир, в который сбегает герой — вымышленный, и он, тот, к кому мы весь фильм проникались любовью, абсолютно сошел с ума. Но по жанровому закону Гиллиама наш герой, наоборот, обретает новое и счастливое существование.
Глава 3 о том, как фильм, наконец, получился и о замечательной компании Дон Кихота
Дона Кихота в разное время могли сыграть Шон Коннери, Найджел Хоторн, Жан Рошфор, Роберт Дювалл, Джон Хёрт и Майкл Пэйлин, но на эту роль, неслучайно, как мне кажется, взяли именно Джонатана Прайса из «Бразилии». Сменив свои крылатые доспехи на рыцарское облачение, герой эскапист здесь продолжает свое путешествие по стране грёз. Герой Прайса — башмачник, совершенно сошедший с ума после того, как режиссер Тоби снял его в своем дебютном фильме. Да, он вообразил себя настоящим Дон Кихотом, рыцарем печального образа, историю которого в Испании знают все наизусть. Хочется напомнить, что Дон Кихот Сервантеса тоже не был никаким рыцарем. Получается, Гиллиам создал образный симулякр: Прайс играет человека, который вообразил себя человеком, который вообразил себя рыцарем.
В компанию к своему давнему другу Прайсу и новой звезде Драйверу, режиссер собрал чудесную актерскую команду. Абсолютно неожиданно здесь, в комической роли продюсера, выстреливает суперзвезда — это Стеллан Скарсгард. Роль его жены, так же комедийную, исполняет прекрасная Ольга Куриленко, которая приобрела на подобных картинах большой, невиданный нашим соотечественникам, успех в Голливуде.
Помимо известных актеров, Гиллиам, создавая буквальные параллели с сюжетом фильма, снимает и малоизвестных европейских актеров. Воплощение непорочности и света — Анхелику играет португальская актриса Жуана Рибейру, а само зло в лице русского олигарха Мишкина — испанский актер Хорди Молья. И, что бы ни говорили некоторые критики, его образ очень достоверен, как и атмосфера «Party like a Russian».
Глава 4, в которой режиссер заканчивает своё увлекательное путешествие
Что до сюжета фильма — это почти дословный пересказ Сервантеса, но в современных декорациях. Человек, который читал Дон Кихота, припоминает все яркие моменты, будь то проткнутые меха с вином, сражение с Зеркальным рыцарем, стадо баранов принятое за людей, или пресловутая битва с ветряными мельницами, коих, оказывается, много даже в современной Испании. Но уникальное видение 77-летнего режиссера открывает в знакомом сюжете новые, современные [а может быть даже вечные] смыслы.
Лента Гиллиама, подводящая итог многолетним мытарствам, и представляющая собой философскую притчу о творческом пути художника безусловно заслуживает быть увиденной. Мне даже немного грустно, ведь вполне вероятно, этот фильм может стать последним в славной истории, доблестного рыцаря голливудского Терри Гиллиама. Но Дон Кихот, можете быть уверенны, никогда не умрет.