Космическая одиссея с запылённой, пожираемой неизвестной бактерией Земли, к новым мирам с целью поиска нового дома для Человечества...
Фильм носит название "Межзвёздный", но в русском прокате переводчики, почему-то, решили сохранить транскрипцию английского названия. Зачем? Лучше спросить у переводчиков, однако напрашивается вывод, что перевести перевели, а смысла не поняли. Кто уже знаком с моими рецензиями к другим фильмам (Гравитация, Робокоп, Посвящённый и др.) знают, что я не люблю повторять отзывы других рецензентов. Меня интересуют фундаментальные аспекты бытия, отражаемые в той или иной картине, мироустройство и, прошу прощения, метафизика. Постараюсь и в этот раз расставить акценты нужным образом и обсудить пару моментов.
Сюжет (СПОЙЛЕРЫ!)
Люди выели собственную землю. Помогла им в этом то ли бактерия, то ли вирус, уничтожающие пищевые популяции растений. Погибли злаки, корнеплоды, овощи... Жива кукуруза, она и спасает многомиллионное население. Усложняют жизнь также жуткие пыльные бури, засыпающие поля, дома, людей... Человечество с этим пытается бороться. Государства исчезли, люди объединили экономику в единую, устранили искусственную конкуренцию, перестали тратить ресурсы на оборонку, авиацию, промышленность и др. глупости. Только фермерство, как единственный способ выживания.
Согласны с таким порядком вещей не все. Правительство тайно от общества собрало вновь НАСА с целью построить космические корабли и переместить людей на другую планету.
Корабли построены, пилотом становится бывший пилот Купер (Мэтью Макконахи), хорошо подкованный в технике фермер, не согласный отказаться от космоса. Ему собирают команду и вперёд, к звёздам, где он героически справляется со всем, о чём не подумали на Земле.
О чём фильм?
Сразу опускаю инженерный кретинизм звездолётостроителей. Поневоле сравниваю с "Гравитацией", где эта тема поставлена на "Ура!". Так же не буду останавливаться на организационном кретинизме руководителей и участников экспедиции. Зачем было лететь в первую очередь на планету вблизи Чёрной Дыры? Они не знали, что на ней время идёт сильно по-другому? И как можно было отправить в экспедицию героя Мэтта Деймона, если он подавал признаки неуравновешенной психики? Почему в разведку выслали команды по одному учёному, а не группы минимум из трёх человек, как положено? Тем более, что спасатели пошли группой. И многие другие.
А остановимся мы с вами на том, что хотел показать режиссёр.
В первую очередь режиссёра волнует вопрос течения времени. Это главная задача фильма - показать чудеса временного потока. Остальное только для того, чтобы фильм попал в категорию блокбастеров, а не в скучные документалки (которых много и качеством на порядок выше). Надо признать, что с точки зрения физики, все моменты проработаны отменно! Придраться мои скудные познания не позволили ни к единому моменту, от расчётов временных интервалов, до гиперкуба внутри Чёрной Дыры (То, что Купера не размазало и не сплющило, вполне логично объясняется). Если это понять, то становится очень легко объяснить, зачем люди полетели высаживаться на водной планете. Становится ясно, зачем Брэнд (Энн Хэттуэй) запнулась, вытаскивая "чёрный ящик", и почему экипаж не просканнировал рельеф местности перед посадкой на низкой орбите. Всё это ради последующей сцены, в которой старый негр встречает героев словами "Я слишком долго ждал". Зритель, уверяю, был впечатлён этой разницей в восприятии времени. Вроде бы чуть-чуть задержались, а тут... Столько лет... По той же причине нужно было показать встречу Купера с дочерью, оказавшейся на 75 лет старше отца. Вот такие чудеса творятся вблизи пространственно-временного искажения.
Авторы фильма также уделили много внимания теме замкнутой временной петли, когда элемент будущего воздействует на прошлое. Купер получает неведомый сигнал морзянкой лететь с экспедицией, летит, попадает в заварушку, чтобы подать себе самому в прошлое сигнал лететь. Мы эту петлю знаем по "Терминатору", например, где в отличие от "Назад в Будущее" или "Терминатор 2", Каел Риз выполняет приказ Джона Коннора, в результате которого зачинает Джона Коннора, чтобы тот сумел его отправить в прошлое. Петля теоретически очень устойчива, в отличие от других представлений о "путешествии во времени", которые неизбежно порождают парадоксы.
Развитие тема получает при раскрытии сущностей кого-то, кого люди называют "Они". Выясняется, что это как в том фильме про терминатора, люди будущего (вполне освоившие путешествие во времени, ибо в пятимерном пространстве живут) играют гравитацией так, чтобы люди прошлого сумели не умереть. А люди прошлого в процессе неумирания получают нужную информацию для того, чтобы стать людьми будущего. Сложно? Ну может быть. Зато интересно!
Что касается темы человека, то в фильме она практически не раскрыта. Насколько хорошо проработана физика, настолько паршиво проработана психология, мотивация, поведение и даже характеры. Звёздный состав пыжился, старался, но... Но если понимать, что фильм создан ради демонстрации чудес времени и гравитации, то кому вообще интересен сюжет, игра актёров и прочие глупости?
Это, конечно, далеко не всё, что хотелось бы рассказать. Приглашаю вас в комментарии, где мы сможем обсудить в режиме диалога тот или иной эпизод фильма.
(Предлагаю ознакомиться с обзорами и на другие фильмы: Смотрим вместе)