Найти тему
Истории художников

Кто такой Поль Синьяк? Какова его роль в неоимпрессионизме?

Поль Синьяк родился в Париже 11 ноября 1863 года. Его семья была процветающими лавочниками, близкие поддерживали его на пути изучения архитектуры. В 18 лет он посетил выставку Клода Моне, которая послужила смене вектора его развития. Поль решил стать художником, поддавшись влиянию Моне, Сислея и других импрессионистов.

Определив свой путь в живописи, Синьяк брал уроки у художника Эмиля Бина в богемном парижском районе Монмартр. Первая картина Поля датирована 1881 годом. Ранние работы художника были красочными пейзажами пригородов Парижа, написанными на открытом воздухе.

Лодка паромщика (1882)
Лодка паромщика (1882)

В 1884 году в творчестве Синьяка наступил переломный момент — тогда он встретил художника Жоржа Сёра. Поль был восхищён картиной «Купальщики в Аньере» и разделил интересы Сёра к новым методам живописи, которые продолжали принципы импрессионизма.

Жорж Сёра «Купальщики в Аньере»  (1884)
Жорж Сёра «Купальщики в Аньере» (1884)

Синьяк, как и Сёра, изучали свет и его восприятие. Они трудились вместе, чтобы усовершенствовать стиль неоимпрессионизма, который использовал оптические эффекты — художники писали небольшими мазками яркого цвета, расположенными очень близко друг к другу, использовали контрастные оттенки, которые, казалось, сливались и мерцали, если смотреть издалека. Техника основана на способности глаза и ума зрителя смешивать цветовые пятна, формируя более полный диапазон тонов.

Замок Комблат (1887)
Замок Комблат (1887)

Термин «пуантилизм» был придуман искусствоведами в конце 1880-х годов, чтобы высмеять произведения этих художников. Сейчас это официальное название их выдающегося стиля.

Порт Сен-Тропе (1902)
Порт Сен-Тропе (1902)

С 1884 по 1895 год картины Поля Синьяка были включены в ежегодную групповую выставку «Салон независимых художников». В 1886 году он показал свою работу на выставке импрессионистов вместе с работами Эдгара Дега, Поля Гогена, Камиля Писсарро и близкого друга Сёра. В тот же период он также подружился с Винсентом Ван Гогом.

 Порт Роттердама (1907)
Порт Роттердама (1907)

Синьяк был заядлым моряком и любил путешествовать. Он проводил лето в разных частях Франции от Бретани до Средиземноморского побережья. Художник также совершил поездки в Швейцарию, Италию и Нидерланды. В 1891 году, опечаленный смертью Жоржа Сёра, он покинул Париж, переехав в Сен-Тропе на Лазурный берег Франции.

Колокольня в Сен-Тропе (1896)
Колокольня в Сен-Тропе (1896)

Поль Синьяк оставил несколько важных работ по теории искусства, среди которых книга «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма» (опубликована в 1899 году), монография, посвященная Йохану Бартольду Йонгкинду (1819-1891), написал несколько предисловий в каталогах художественных выставок.

Портрет Феликса Фенеона (1890)
Портрет Феликса Фенеона (1890)

Художник был сторонником радикальной политики в поисках более демократического будущего, и, как и многие художники того поколения, он присоединился к анархистскому движению. Его картина «Разрушители», показывающая рабочего с киркой, указывает на желание Поля уничтожить более старые образы жизни, чтобы установить лучшие социальные условия.

Разрушители (1898)
Разрушители (1898)

Синьяк получил признание публики лишь в начале ХХ века, его первая персональная выставка состоялась в галерее в Париже в 1901 году.

В более старшем возрасте Поль был наставником молодых художников. Среди прочих он был другом и наставником Анри Матисса. Он также стал коллекционером искусства, собрав около 250 произведений.

Венеция (1909)
Венеция (1909)

Поль Синьяк умер в Париже 15 августа 1935 года. Его картины теперь принадлежат крупным музеям, галереям и находятся частных коллекциях по всему миру.

Капо ди Ноли (1898)
Капо ди Ноли (1898)