Найти тему
grid.ua

Исторический календарь: 26-ое сентября...

Нынче, господа, у нас особый день. Поскольку как никой иной он является лучшим символом истории империализма, колониализма и экспансионизма. Сегодня исполняется пятьсот двадцать пять лет – круглая дата, однако! – тому, как был произведён самый что ни на есть передел мира – передел, воспроизводимый историками не с оглядкой на слухи и словеса людей, часто-густо вообще не имевшими к описываемому никакого отношения, а с опорой на строго документальную основу. Но, прежде чем мы обратимся к собственно сегодняшней годовщине, следует пару слов сказать о её предпосылках.

Карта мира, на которой отмечена линия, разделяющая сферы влияния в мире между Испанией и Португалией по условиям Тордесильясского договора от 7-го июня 1494-го года

Итак, как вы уже поняли из результатов моих сложных арифметических вычислений, помещённых выше, на дворе стоял самый конец XV-го столетия.

Совсем недавно Европа была шокирована тем обстоятельством, что Великий Турок, который несколько десятилетий назад громко заявил о себе взятием Константинополя и коего все привыкли видеть где-то там, за горизонтом, в нескольких тысячах мил к востоку, так вот, этот самый турецкий султан Мехмед Второй аль-Фатих взял и высадил свои войска на самом каблуке итальянского «сапога», в Отранто. Паника была знатная. Папа римский даже затеял, было, сбор очередного крестового похода. Но, к всеобщему облегчению, османский правитель весьма кстати умер, и европейцам, жившим к западу от Венеции, можно было успокоиться.

В общем, времечко, как вы понимаете, было интересное: едва «отбились» от султана, как оказались на пороге «небольшой победоносной войны», которая на практике растянулась на несколько десятилетий и, по мнению многих историков, стала определяющей для истории Западной Европы, - так называемых, Итальянских войн. На востоке тоже творилось много примечательных событий, перечисление каждого из которых заняло бы кучу места. Отмечу лишь самое весёлое, на мой скромный взгляд: в дикой и далёкой Московии, жившей по календарю, отсчитывавшему ход времён от сотворения мира, все дружно ожидали конца света и пришествия Антихриста – как ни как, а приближался семитысячный год!

На фоне этого всеобщего балагана как-то мало кто заметил, что в 1492-ом году небольшая эскадра генуэзского морехода на службе у Католических королей Кристобаля Колона сделала значительное открытие: открыла путь в Индию через Атлантический океан. Правда, после оказалось, что найден был целый материк, к полуострову Индостан не имевший никакого значения. Но главное было достигнуто: Кастилия шагнула в новую эпоху – так называемую, эпоху Великих географических открытий, – и принялась строить свою заморскую империю.

Почти сразу возник вопрос: как поступить с португальцами? Представители этой маленькой, но очень гордой страны, хотя никаких Америк и не открывали, но к первой экспедиции Колона уже несколько десятилетий медленно, но методично возводили здание своей империи, а спустя шесть лет, в 1498-ом году, и того лучше – отправили экспедицию Васко да Гамы, положив тем самым начало превращению своих разрозненных заморских владений в знаменитое в будущем Estado da India.

Вы ещё не потеряли нить разговора? Отлично! Тогда перейдём к сегодняшней годовщине. В условиях начавшихся всеевропейских «крысиных бегов» надо было что-то предпринимать, дабы испанцы с португальцами, пока ещё первопроходцы, занимались делом, а не путались друг у друга под ногами. Поэтому в первых числах мая 1493-го года папа Александр Шестой, известный до своей интронизации под именем Родриго де Борха и Борха и по прозвищам «аптекарь Сатаны» и «чудовище разврата» (да, добрый был дядька и высокоморальный), за пару дней написал аж три буллы, и все три касались одного и того же вопроса: сперва, 3-го мая, он сочинил первую “Inter caetera” и, малость подумав, “Eximiae devotionis”, а затем, 4-го мая, издал вторую “Inter Caetera”. Причём если булла “Eximiae devotionis” являлась дополнением первой “Inter caetera”, то вторая “Inter caetera”, по сути, перечёркивала всё, написанное римским папой 3-го числа.

-2

Карикатура на папу римского Александра Шестого

Как говорят, такая изменчивость Александра Шестого была связана с неожиданным появлением у него португальского посла, вследствие чего окончательный документ имел достаточно приемлемый для обеих корон вид. Понтифик проводил умозрительную линию от северного полюса к южному в ста лигах к западу и югу от Канарских островов и от островов Зелёного мыса: любые земли, найденные на запад и юг от этой линии, Святой Престол даровал королям Кастилии и Леона (предыдущая булла даровала испанским королям права на любые открытые земли, которые к тому времени ещё не находились во владении европейских князей, т.е. “Eximiae devotionis” лишала всяческих перспектив португальскую корону).

Однако на этом вопрос исчерпан не был. Прознав о португальских намерениях наложить лапу на недавно обнаруженные испанским генуэзцем «индийские» земли, Католические короли обратились к Александру Шестому в качестве третейского судьи. Папа римский ответил им новой, четвёртой по счёту буллой, изданной 26-го сентября 1493-го года – “Dudum siquidem”. Этот документ, название которого на русский язык можно перевести, как «Через некоторое время», прозвучал для португальцев, как гром среди ясного неба: Святой Престол передавал в дар Изабелле Кастильской и Фердинанду Арагонскому и их наследникам любые открытые испанскими мореплавателями земли и земли, которые им ещё только предстояло открыть, лежащие к западу и югу от линии, указанной в предыдущих буллах, вне зависимости от того, окажутся ли эти земли к западу и югу или же к востоку от побережья Индии!

Португальцы, как я уже сказал, узнав об этом пришли в состояние, близкое к шоковому, и, по-видимому, попытались оказать на папу давление. Но Александр Шестой стоял насмерть. Поговаривали, что он принял откровенно выгодное испанцам решение, сам будучи испанцем по рождению. К слову сказать, оригинал этой буллы в архиве Ватикана не найден и по сей день, а те два манускрипта, которые сохранились в севильском “Archivo General de Indias”, имеют папские свинцовые печати без обычной в таких случаях отметки “ Registrata”. Как это понимать, не спрашивайте: пан Гридь свечку не держал, он просто знакомит вас с фактами, а их анализ – это уже ваше дело!

Как бы то ни было, но, дабы решить проблему, Жуан Второй Совершенный, сидевший о те времена на престоле Португалии, обратился непосредственно к своим соседям, минуя посредника в лице Рима. Следствием этих переговоров явилось подписание в июне следующего, 1494-го, года знаменитого Тордесильясского договора.