(2004, США)
По ссылкам - обзор на "Черную дыру" (1999), а также на "Риддика" (2013).
Одна из досадных вещей, что могут приключиться с художником, это когда тебя вероломно обламывают собственные же поклонники.
Иными словами, вот ты тратишь уйму времени и сил, строя наполеоновские планы развития придуманной тобой, фантастической вселенной. Работаешь днями напролет над ее разнообразием и масштабом, эволюцией характера главного героя и расстановкой политических сил, устраиваешь экспансии звездных флотов на мирные планеты и стираешь последние в пыль. Затем, довольный собой и результатами своего труда, ты переносишь всё это на большой экран, запускаешь ленту в прокат и, купив самый большой кошелек в Голливуде, садишься и ждешь, когда его наполнит шуршащая наличность...
А кошелек вдруг упс - и не наполняется! Потому что зритель, который нахваливал предыдущую главу твоей космосаги, на сей раз скуксил физиономию и заявил: "Не-е, братан, тут другой наш братан зазырил намедни твои "Хроники" и говорит, что они какие-то стрёмноватые. Короче, фигню ты сморозил. Вот первая твой сказка, где дюжина оборванцев и крутой звездный урка бегали от тварей по пустынной планете, она реально была зашибись. А эта новая чего-то не вштыривает. Хотя так-то в целом она тоже вроде ничего, смотрибельная, и урка с ножиками всё еще правильный... Но сами мы в кино на "Хроники Риддика" уже не пойдём, ты извини, лады? Потом как-нибудь на ди-ви-дишках его поюзаем и заценим"...
Короче говоря, вот такая у Дэвида Туи в тот год случилась трагедия. Вдобавок он и сам подпортил себе банкет, выпустив в прокат версию фильма, откуда были вырезаны сцены, далеко не лишние для понимания всех сюжетных заморочек. И хоть впоследствии Туи реабилитировался перед огорченными риддикоманами, подарив им полноценное режиссёрское DVD-издание картины, к несчастью, её поезд уже ушёл и вернуть усвистевшее на ветер, продюсерское бабло было нельзя.
Да, вне всяких сомнений, Туи допустил фатальную ошибку, превратив сагу о Ричарде Б. Риддике из циничного хоррор-космопанка в эпичную космооперу, а самого Риддика усадив на трон повелителя самой могучей силы во Вселенной - Армии Тьмы. И если в первом фильме нам показывали кишащие во мраке орды монстров, то в сиквеле мы, позёвывая от скучной вторичности, наблюдаем марширующие при свете дня, какие-то дивизии клонов из "Звездных войн". Клонов, с которых сняли их фирменные белые доспехи, а потом зачем-то нарядили их... в рыцарские латы!
Блин, Туи, ты что, всерьез хотел оттяпать своими "Хрониками..." кусок пирога у Джорджа Лукаса? Да еще вот таким незамысловатым манером - с помощью вооруженных бластерами, рыцарей-некромонгеров?.. М-да, нельзя сказать, что твое прокатное фиаско было незаслуженным.
Тем не менее назвать "Хроники Риддика" вконец отстойными лично у меня язык не поворачивается. Особенно после ознакомления с их правильной режиссёрской версией. Несмотря на бренчащих кастрюлями... пардон - доспехами космических рыцарей, изрядную часть фильма мы глядим не на них, а на нашего старого недоброго Риддика. Который не только дубасит некромонгеров по их закованным в железо задницам, но и по-прежнему летает с одной планеты на другую. Включая в их число самую колоритную и полюбившуюся зрителям планету-тюрьму с красноречивым названием Крематория. Или как еще назвать планету, где дневная температура достигает + 370°C, и где можно жить лишь в глубоких подземных бункерах?
Собственно говоря, на Крематории и сняты наиболее крутые и яростные сцены фильма, спасшие его в итоге от полного творческого (но не коммерческого) провала и фанатских проклятий. Эти сцены и есть тот самый 100% "рок-н-ролльный" Риддик, которого мы помним по "Черной дыре", безо всяких космооперных примесей и унылой межгалактической политики. Также радует, что эта глава в картине весьма продолжительная, разнообразная и завершается феерической пробежкой по поверхности Крематории от её надвигающегося рассвета-пекла - зрелище насколько глупое, настолько и по-хорошему драйвовое. Ну и еще начало фильма с погоней за Риддиком по ледяной планете охотников за головами тоже удалось на славу. Всё же прочее... Ай, да ладно, незачем больше об этом вспоминать. Всё равно в триквеле Туи без сожаления от всего этого избавился. И, к вящей радости поклонников франшизы, вновь обратился к ее "космо-панковским" корням.
***
В общем, нет никакого секрета в том, почему, делая триквел, Дэвид Туи сошёл с сюжетного курса "Хроник..." и вернулся назад к концепции первой серии. И пусть это вышло у Дэвида не слишком гладко, а порой и самоплагиатно, как бы то ни было, такая стратегия оказалась удачнее. "Риддик", в отличие от "Хроник...", наварил своим создателям хоть и скромную, но всё-таки прибыль. Поэтому улетевший на новом звездолете к новым планетам, легендарный космический зек с нами явно не попрощался. И теперь лишь бы только Дизель не пошёл на попятную, а за Туи и его фантазию я спокоен - учиться на своих ошибках он умеет.