Какой была продвинутая больница в начале ХХ века? Это можно увидеть в сериале "Больница Никербокер". Он снят Стивеном Содербергом в стиле книг Артура Хейли - о производственном, так сказать, процессе, об устройстве больницы, плюс разнообразные человеческие взаимоотношения.
Главный герой (Джереми Бобб) - хирург, ставший руководителем отделения после самоубийства предыдущего, который аккуратно прострелил себе голову в кабинете на диване после восемнадцатой подряд летальной для пациента операции.
По сложившейся в сегодняшнем кино традиции, у героя все вены ни к черту из-за пагубной любви к кокаину. Приходится даже колоть сладкую отраву непосредственно в вену на члене. Разумеется, он также обладает несносным характером и к тому же расист. Конкретно - предубежден к неграм, хотя с его подозрительно смуглой внешностью, черными кудрями и широким носом, это выглядит несколько странно.
А тут как раз прогрессивные хозяева клиники навязывают ему в старшие ассистенты негра, пардон, афроамериканца. Этот негр очень талантливый и умный, учился и стажировался в Европе, но тут в Нью-Йорке, в больнице Никербокер, его никто из коллег не ставит ни в грош, ибо все заражены расистскими предубеждениями.
Так что он ютится в подвале в прачечной и делает подпольные операции другим афроамериканцам, в свободное время бия морды (тоже представителям своей расы) для разрядки нервов.
Довольно большое место занимает натуралистично и подробно показанное зрелище операций. Все эти разрезы, кишки, извлечение окровавленных младенцев из утробы матери и т.п. Много крови. В какие-то моменты хотелось малодушно прикрыть глаза, но я решила смотреть все, как есть. Чай, не барышня уже. Операционная представляет из себя большой амфитеатр, полный зрителей, и хирурги в процессе манипуляций громко рассказывают им, что они конкретно делают. Притом интересно, что ни перчаток, ни масок, ни шапочек ни у кого нет, зато все в белоснежных халатах.
Глядя на то, как в таких условиях хирурги сто лет назад боролись за жизнь людей, проникаешься, конечно, трепетным уважением к этим людям. Притом удивительно, что помирали не все болезные, кто-то выживал.
Чем дальше в лес - тем толще партизаны, в смысле - в процессе просмотра во мне росло глухое раздражение против героев фильма. Буквально не за кого становилось переживать! Главный герой, светило хирургии, настолько погряз в своей наркомании, что отсутствие дозы буквально делало из него зверя - потрошителя помоек и ночного грабителя аптек. Без кокаина он был уже не в состоянии оперировать вообще.
Тема врача-наркомана в литературе и кино проходит красной нитью, что неудивительно. Удивительно то, что авторы как бы даже оправдывают таких героев. Пытаются их понять (хотя чо там понимать?! все ж ясно, примитивно). Ничто не оправдывает в моих глазах врача-наркомана, как и учителя-педофила или повара-сифилитика. Врач-наркоман - это безответственность и непрофессионализм, угроза обществу.
Другой герой фильма, негр-хирург, поначалу только морды бил от тоски и одиночества (что странно - а как же руки беречь?!), потом успокоил свое либидо бурной сексуальной жизнью с белой женщиной. Женщина эта богата и знатна, притом - невеста другого. Короче, там перипетий полно.
К финалу сериал выруливал уже на фоне моего белого каления, т.к. меня раздражало уже все, но тем не менее оторваться от зрелища не было никакой возможности, ибо снято мастерски, и "Больница Никербокер" держала железной хваткой.
Исходные посты в моем ЖЖ "Ничего особенного"
Почитайте еще про художника, который не стесняется показывать людей неприглядно обнаженными:
Художник Люсьен Фрейд, или Человек без прикрытия
Ну и:
5 моих любимых фильмов для поднятия настроения