(1606-1669) Голландский художник, один из влиятельнейших артистов барокко и главный представитель золотого века голландской живописи.
Подборка работ Рембрандта здесь
Рембрандт Харменсзон ван Рейн родился в городе Лейден в Южной Голландии в семье владельца мельницы. В отличие от своих многочисленных братьев, Рембрандт не хотел идти по стопам своего отца — с детства его душа лежала к живописи. Поэтому уже в 13 лет Рембрандта отдали в ученики местному историческому художнику Якобу ван Сваненбюрху, в мастерской которого он проработал 4 года.
В 1623 году Рембрандт уехал в Амстердам, где обучался у мастера Питера Ластмана. Влияние Ластмана хорошо заметно на ранних картинах Рембрандта: они яркие, детальные и насыщены цветами. После возвращения в родной Лейден в 1627 году и открытия собственной мастерской нидерландец познакомился с творчеством последователей Караваджо, чья работа увлекла Рембрандта. Картины стали более сдержанными, куда больше внимания художник стал уделять игре света.
Успех пришёл к Рембрандту в 1629 году, когда на его творчество обратил внимание секретарь нидерландского принца, меценат Константин Гюйгенс (кстати, отец знаменитого учёного). Гюйгенс обеспечил Рембрандту несколько крупных заказов, в том числе от королевского двора. Вдохновлённый успехом, Рембрандт через два года переехал в Амстердам, где стал зарабатывать на жизнь портретной живописью.
Именно там, в Амстердаме, Рембрандту заказали знаменитый групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа», который принёс художнику настоящую славу. Посыпавшиеся следом заказы принесли Рембрандту хорошие деньги, средств с продажи картин хватило на личный особняк и коллекцию произведений искусства мастеров античности и Возрождения. Однако после десятилетия успеха наступил личный кризис Рембрандта, вызванный одной картиной. Знаменитый «Дозор» 1642 года нарушал все традиции групповой портретной живописи и был выполнен в слишком дерзкой для своего времени манере. К тому же, в высшем обществе снова стали восхищаться яркими цветами и детализацией, а Рембрандт явно шёл в обратном направлении.
Так или иначе, в сороковых годах XVII века Рембрандт остался без учеников, без заказов и без денег. Художник практически отошёл от живописи и сосредоточился на офортах. В 1653 году Рембрандт отдал всё своё имущество сыну, через три года объявил о банкротстве и вскоре уехал жить на окраину Амстердама. В последние годы жизни художник вновь обратился к живописи, но его картины были уже совершенно иными: из них ушли цвета и детали, в них явно прослеживается минорное настроение.
Единственным близким другом Рембрандта остался его сын Титус, но он умер от чумы в 1668 году. Через год не стало и самого живописца.
Автор: Денис Божинский