Найти тему

«Лето по Даниилу Андреевичу» и «Сад запертый»: мнения читателей

У издательств принято периодически знакомить читателей с отзывами на книги. Отдадим дань традиции и мы — правда, мы не будем ограничиваться высказываниями именитых представителей книжного рынка, а покажем вам, что думают о книге и писатели, и обозреватели, и просто читатели. Ну и, конечно, снабдим все отзывы ссылками — откуда мы их, собственно, взяли.

Сама книга, как всегда, доступна в книжных магазинах и на сайте издательства.

Читатель, вот случай, когда я не смогу Вам сказать , о чём книга, пожалуй, каждый решит для себя сам этот вопрос. Вернее, найдёт на него ответ. Для кого-то это книга будет о любви, кто-то скажет, что она о приключениях-злоключениях Ворона, третьи, возможно, вообще не определятся. При обманчиво лёгком языке, суть ускользает, иногда приходится возвращаться на несколько страниц назад и перечитывать, чтобы понять какие-то моменты, чтобы идти дальше по лабиринту авторской мысли.

Галина Сурина

Первая часть книги по-прежнему чарует. Глубокая взаимосвязь с родными местами Петербурга и Ленобласти дает свой эффект, а слова главного героя тянут куда-то, заставляют верить во что-то неосязаемое, но очень важное. А вот восприятие дальнейших событий в книге у меня очень сильно поменялось. Раньше было что-то очень романтичное и эстетичное в чернухе: в бандите, поджигающем баню; в революционерах, которые бьют окна и людей - за идею и случайно; в романтике, попавшем в рамки системы; в студенте-историке, ботающем на фене уже через пару месяцев заключения... Сейчас мне больно, жалко и мерзко. Но эффект по-прежнему силен. Особенно пугает то, что события происходят в моем городе. Родной, любимый, свой на первых страницах, он превращается в темное пугающее место, абсолютно знакомое, но злое. Так, наверное, воспринимается предательство близкого друга: он все еще тот же, все еще родной, но причиняет боль при каждом взгляде. События книги весьма вероятны и сейчас, хотя и ассоциируются больше с девяностыми.

polina_ts

Наталия Курчатова и Ксения Венглинская начали сочинять свою книгу десять лет назад, еще будучи школьницами. Вероятно, именно поэтому реальность их романа включает в себя множество слоев: бытописательство сочетается в нем с мрачной антиутопией, проникновенная лирика – с социальной сатирой. Достоверный, узнаваемый мир петербургской молодежи со школьными экзаменами и модными барами, юношескими влюбленностями и летними путешествиями на страницах «Лета...» разворачивается к читателю своей неожиданной гранью. Интеллигентный двадцатипятилетний бездельник Данька Ворон, специалист по старофранцузской поэзии и школьный учитель истории, по армейскому призыву попадает в зловещую конногвардейскую (а по сути – черносотенную) Дружину. Там ему предстоит своими глазами увидеть темную изнанку сегодняшней на первый взгляд благополучной и респектабельной жизни и подобно героям античных трагедий оказаться перед извечным выбором между чувством и долгом.

Галина Юзефович

Читаешь, вспоминаешь и раннего Крусанова, и «Географа» Иванова, даже Стогова. Но вместе с тем, своя интонация, интересная, питерская, мощный, сумасшедший сюжет. Два романа в одном кирпиче, две творческие удачи. «Лето по Даниилу Андреевичу» особенно понравилось, т.к. 90 - е люблю и ненавижу, и авторы расписали их будто по моему заказу. Сюжет крут (во всех смыслах этого слова), как и изложение в виде не то чтобы издевательства, но глумления над классической сюжетной схемой, что не отталкивает, а притягивает. Поздравляю авторов, читателей, редакторов.

Сергей Петров

Архитектоника «Сада запертого», на первый взгляд, более рациональна, по сравнению с головокружительно иррациональным построением предыдущего романа: … Однако это все тот же лабиринт (куда засасывает читателя), только с указателями, зачастую ложными. Разбегающиеся тропки возможных жизней Дэдмэна (как аттестовал себя главный герой в «Лете…») по-прежнему кружат читателя, направляя в ту или иную реальность, – да, здесь когда-то проходил Борхес; авторы не идут след в след, протаптывают новые пути

Словесное искусство в романе «Сад запертый» вновь на высоте, вернее, и на высоте и на глубине.

А вернулся ли главный герой «в светлый, шумный верхний мир, который не знает и не задумывается о своей подкладке, но сам навсегда будто бы вывернутый наизнанку», – это предстоит узнать читателю.

Поразительно, насколько это злободневный текст, хотя, вроде бы, действие «Лета по Даниилу Андреевичу» происходит в конце 90-х (кто-то, помнится, тревожился, что те бедовые годы слабо отражены в литературе, так этот роман можно назвать зеркалом 90-х), ну, или в самом начале нулевых, но события настолько современны, что хочется коснуться этого зеркала лбом, да что – просто впечататься лбом в это зазеркалье. Да, да, в романе – щепотка абсурда (сечь провинившихся на площади, например), но Дружина конногвардейцев кажется вполне реалистичной: поэтому это допущение становится главным

Большая часть романа построена на переключении, щелчок: от настоящего – к прошлому; щелчок: от Даньки – к Альке (ученице). Но времена не разграничены, период текста – о настоящем, и вот уже прошлое. А переключиться читатель должен сам

А вот «Географ глобус пропил» я бы не стала вспоминать: и не только от того, что в «Лете…» любовная линия учитель – ученица не столь явная, в отличие от… но и потому еще, что да, Даниил Андреевич многограннее Служкина, более сложно устроен, скажем так, а еще потому, что и язык «Лета…» под стать герою.

А еще в «Лете…» – любовно выписанный, очень зримый, кинематографичный городской пейзаж, в который внедрено действие.

Вероника Кунгурцева

Жанр «антиутопия» вещь опасная. Уже написано неисчислимое множество книжек в этом жанре и большинство из них конечно откровенный шлак.

Но вот эта меня прибила. Языком. Потому что первые же фразы «Оттаявший под солнцем город застывал к ночи. Все громче пахло пахло чем-то мертвым и весной....» меня просто приколотило к странице.

В книге вроде бы не происходит ничего особо страшного. Обычная бытовая история. Но фон, атмосфера настолько тебя втягивают, что я например очнулся, когда закончилась первая часть и долго не мог понять, где я сейчас. ТАМ в том мире (он не так уж и отличается от нашего) или в купе поезда, который мчал меня в город, где происходят события

Ни слова о сюжете. Без спойлеров.

Спасибо издательству «Пятый Рим» за хорошую литературу.

Ребята, вы лучшие.

Игорь Ходырев