Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
Фильмография советского и российского джаза, увы, не слишком длинна. Если не считать документальные ленты и мультики, то за советский период — с 1934, когда вышел самый первый в СССР звуковой музыкальный фильм, и до 1991, когда СССР прекратил существование, — нам удалось насчитать всего 12 полнометражных художественных фильмов, в которых джаз выступает как сюжетно важный элемент. Новый цикл публикаций на канале «Джаз.Ру» в Яндекс Дзен расскажет обо всех этих фильмах, а по возможности и покажет их фрагменты. Если джаз в киноленте важной роли не играет, то каждая публикация посвящается двум таким работам; ну а если фильм оставил заметный след в истории и джаза, и кинематографа — то одна публикация посвящена одному фильму. С такого фильма мы и начнём.
«Весёлые ребята» (1934)
Режиссёр Григорий Александров. Композитор Исаак Дунаевский.
История звукового кино началась в Советском Союзе с опозданием: первая в мире звуковая лента, «Певец джаза», вышла в США в 1927 г., а советский кинематограф смог освоить новую технологию только в 1931 г. Но первым звуковым художественным фильмом в СССР была серьёзная социальная драма — «Путёвка в жизнь», о социализации беспризорных детей после гражданской войны. Очередь музыкального кино пришла только через три года.
Первый в СССР звуковой музыкальный фильм авторы первоначально планировали назвать «Джаз-комедия», и это словосочетание даже сохранилось на ранних рекламных плакатах фильма как подзаголовок названия «Весёлые ребята». В главной роли снялся руководитель ленинградского «Теа-джаза» — эстрадный артист из Одессы Леонид Утёсов, начавший карьеру в развлекательном жанре ещё до революции (и до джаза).
В основу первоначального сценария легло сотрудничество Утёсова с выдающимся композитором-песенником Исааком Дунаевским, тоже выходцем из «черты оседлости» царского времени. Вместе они в 1933 г. работали над самым успешным спектаклем «Теа-джаза» — «Музыкальный магазин», и фильм был призван повторить успех эстрадного шоу: недаром центрального персонажа, которого играет Утёсов, в обоих случаях зовут Костя Потехин. Только в фильме он не продавец музыкального магазина, а колхозный пастух и заодно самодеятельный музыкант.
Первоначально партийное руководство отнеслось к «Джаз-комедии» с подозрением и склонно было не выпускать «Весёлых ребят» на экраны. Но на одном из знаменитых ночных просмотров в Кремле фильм, против ожиданий партийных идеологов, понравился Главному Кинозрителю — генеральному секретарю Иосифу Сталину, который в то время решал судьбы не только народа, но и кинофильмов (а также книг, театральных постановок и прочего). Буквально на следующий день началась большая и славная история киноленты, ставшей одной из самых популярных музыкальных комедий советского кино.
Джаза в чистом виде здесь, скажем прямо, немного — но его безусловное влияние в ритмике, оркестровках, самой природе инструментального сопровождения песенных мелодий Дунаевского неоспоримо, от заразительно оптимистичного «Марша весёлых ребят» и сладкого лирического танго «Спасибо, сердце» до «свингующих частушек» в исполнении Утёсова и Любови Орловой в эксцентрическом номере «Тюх! Тюх!».
ВИДЕО: центральные музыкальные номера фильма: «Сердце в груди бьётся, как птица», «Спасибо, сердце», «Тюх! Тюх!»
Многие сюжетные повороты и даже целые сцены фильма были заимствованы Александровым из западной кинопродукции, с которой он познакомился во время поездки в США за пару лет до выхода «Весёлых ребят», в том числе из киноленты его однокашника по вахтанговской студии предреволюционных лет, голливудского режиссёра Рубена Мамуляна — «Love Me Tonight». Но важнее оказалось точное попадание «Весёлых ребят» в ожидания и вкусы советской публики.
Кое в чём создатели фильма и переплюнули заокеанские образцы: так, сцена репетиции джаз-оркестра, постепенно превращающейся в безумную драку гомерического масштаба, снята под явным влиянием абсурдистских комедий братьев Маркс, но далеко превосходит их по технической сложности. На чуть более чем четыре минуты экранного времени, то есть 120 метров киноплёнки, было сделано 250 монтажных склеек, то есть каждая минута состоит в среднем из 60 отдельных монтажных планов; не удивительно, что эта короткая сцена снималась десять дней!
ВИДЕО: репетиция музыкального коллектива «Дружба»
Интересно, что воодушевляющий проход пастуха Кости (Утёсов) под «Марш весёлых ребят» по условному колхозу был снят на берегу Чёрного моря в Абхазии: пастух гонит стадо в сопровождении джаз-банда сельских балалаечников мимо лесистых гор, вдоль горной речки и выгоняет на берег моря. При этом Утёсов на экране почему-то то и дело поглядывает куда-то вверх, и движения его губ явно не совпадают с текстом, который поёт его голос. Это потому, что марш был первоначально написан совсем на другие стихи. Пастух шёл мимо гор, смотрел на них и пел про «наши горы, родимые горы». Но когда создатели фильма увидели смонтированный материал на экране, стало ясно, что текст об абстрактной любви к родному краю, что называется, «не работает». И тогда Василий Лебедев-Кумач написал тот текст, что мы знаем сейчас: «Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда...» Оркестр и пение Утёсова были перезаписаны, но переснимать изображение было уже поздно. Впрочем, неискушённые советские кинозрители, для которых это был вообще первый музыкальный фильм, ничего не заметили.
ВИДЕО: «Марш весёлых ребят»
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!