Можно смело сказать, что таких грандиозных проектов, как этот в нашем театре не было с 2012 года, когда коллектив выдал на гора постановку Вагнеровского «Летучего голландца», над которой работала международная команда специалистов. Сейчас русская классика, грандиозное полотно готовившееся два года. И. что самое приятное, вся постановочная группа , все солисты – донецкие. Несмотря ни на что, вопреки всем сложностям, наш театр оперы и балета имени Соловьяненко доказал, насколько велик творческий и духовный потенциал Донбасса.
Недавно состоялась открытая репетиция, посмотреть которую смогли и представители СМИ. В перерывах корреспонденту «Делового Донбасса» удалось пообщаться с режиссёром и солистами, исполняющими главные партии.
Вот что рассказала о готовящейся премьере главный режиссёр Донбасс Оперы Оксана Антоненко:
- Оксана, «Пиковая дама» появится на сцене нашего театра уже не в первый раз. Изучали ли вы, с точки зрения режиссуры, предыдущие спектакли и что нового, своего личного, добавили?
- На сцене Донбасс Оперы «Пиковая дама» ставится в третий раз за историю театра. Эта опера шла в классическом варианте и очень давно. Я могу сказать, что публика, выросшая на других наших спектаклях, вряд ли помнит ту постановку. Не помнят это даже наши корифеи. Конечно, меняется темпоритм жизни и всё вокруг нас ускоряется. Даже знаменитые арии, которые прозвучат у нас , будут существовать не в том темпе, как 40 или 50 лет назад.
- Этот спектакль ставится тоже в классическом варианте?
- Да, но нет конкретной привязки к деталям. Есть атмосфера, атмосфера Петербурга и Екатерининской эпохи, того времени и того города, который поглощал души и умы. Именно Петербург мог привести к таким сюжетам и именно этот город мы хотели отразить в нашей постановке. Именно в этом городе, где человек много думает и размышляет о своей жизни, могла произойти такая трагедия. Сумрачны и другие произведения наших классиков, творивших в Петербурге. Думаю, что если бы герои жили в другом месте, то могло быть что-то солнечное и в атмосфере и в сюжете.
То, что есть в музыке, передаётся и в сценографии, и в костюмах. Всю эту арифметику надо достать и показать зрителю.
- В этой постановке задействованы не только представители Донбасс Оперы, но и дети. Откуда юные таланты?
- Из музыкальной школы №1 имени Леонтовича и из школы хореографического мастерства Вадима Писарева.
- Расскажите немного о грандиозных декорациях к этому спектаклю?
- Вообще к этому проекту мы готовились тщательно. У нас монументальные декорации, которые ещё и мобильны. Сначала в них отражены стабильность, яркость. Но в течении спектакля всё разрушается, так как и деградирует наш главный герой Герман. Так же у нас происходит и смена в декорациях и это дополняет образ спектакля.
Партию Лизы исполняет любимица донецких зрителей Элона Коржевич.
- Элона, партия Лизы написана более для драматического сопрано. Сложно ли вам, обладательнице лирического сопрано, петь Лизу?
- Да, совершенно верно, мой голос лирический и поэтому мне сложно исполнять такой музыкальный материал. Он требует ярких красок и грудного регистра в голосе. Иначе не будет того драматургического эффекта, той окраски и того драматизма, который заложен в этом персонаже. С техническим и сложностями я справляюсь, у меня есть преподаватель, помогающий их преодолевать. По сути сопрано моего плана должно обладать всеми спектрами тембрального окраса и мне это тоже присуще. Технически это что-то сродни с Амелией из «Бала-маскарада» Верди. Это тоже драматическая партия и идёт в одной шеренге с Лизой. Мне было проще учить партию Лизы, уже имея в своём творческом багаже роль Амелии, с которой я справилась.
Лиза – это персонаж, роль которого можно разделить на две половины. Первая часть больше лирическая. Это восторженная девушка, которая жаждет любви и не знает чего именно хочет. В чём-то она похожа на Татьяну, в чём-то на Тамару из «Демона» и в её партии именно те краски, которые присущи и характерны для тембра моего голоса. А во второй части , где героиня мечется, отвергает мысль о том, что её любимый убийца, отказываясь верить в это , включается совершенно другой регистр и партия становится полностью драматической.
Оркестровая партитура Чайковского очень насыщена и это надо выучить, прозвучить.
- Сложно ли вам было подходить к этому произведению, зная, что это не просто масштабное творение, а фундаментальная классика? Как вы трактуете роль Лизы в драматическом плане?
- «Пиковая дама» всегда вызывала в моей душе чувство восторженности и полного поглощения музыкой. Это одна из моих любимых опер, которую я просто люблю слушать. О партии Лизы я даже не думала в силу своих возможностей, ведь в начале карьеры оперной певицы я исполняла колоратурные партии. Музыка из «Пиковой дамы» всегда просто завораживала меня.
Если говорить об образе Лизы, то он настолько многогранен, настолько глубок, что сочетает в себе и любовное томление, и поглощение страстью. Она не сразу отвечает Герману, а постепенно заражается его страстной любовью к себе. Лиза девушка самодостаточная. На момент встречи с Германом у неё был социальный статус – она внучка графини, при женихе, человеке знатном, умном, богатом. Она должна быть счастлива, но почему то всё наоборот. Дело в том, что Лиза другая, не такая как представительницы Петербургского высшего света, ищущие только выгоды от своего положения в обществе и удачного замужества. Лиза страстная натура и её страстность спелась со страстностью Германа.
Чайковский не завершил всё сценой в спальне графини. Роль Лизы окончена на мосту у Канавки, где она выясняла отношения с Германом, до конца не веря, что он предатель и убийца, не понимая, почему он так поступил, почему переметнулся на деньги, азарт, карты. Вот эта страсть и довела её до отчаяния, до такого безумного шага, как самоубийство.
У Пушкина всё менее трагично и завершается в спальне графини, где Лиза понимает, что для Германа была лишь предметом, помогавшим придти к своей цели. Она ушла в сторону, вышла замуж за хорошего человека и потом взяла на воспитание бедную сироту. У Пушкина у Лиза самый чистый и невинный человек во всей этой повести. У Чайковского она другая и моя задача как актрисы всё это воссоединить, взяв что-то от Пушкина, что-то от Чайковского.
Партия жениха Лизы, князя Елецкого, досталась обладателю сильного баритона, молодому, но уже достаточно опытному Владиславу Лысаку, порадовавшему любителей оперы чередой ярких образов на сцене нашего театра и очаровавшему поклонников классического искусства красивым тембром:
- Владислав, подготовка к «Пиковой даме» длится два года, в течении которых вам приходилось отвлекаться на другие партии, другие роли, другие проекты. Сложно ли снова и снова возвращаться к «Пиковой даме»?
- К ней очень интересно возвращаться потому, что это шедевр Чайковского, вершина его творчества. И даст Бог, 6 и 7 октября в Донецке состоится такое событие, как эта грандиозная премьера.
Сама партия Елецкого выучена у меня очень давно, но все эти годы приходилось отвлекаться на другой репертуар. Но, как мне говорил в музыкальной академии мой педагог, народный артист Украины Пётр Епифанович Ончул, певший Томского в предыдущей постановке нашего театра в 70-е годы минувшего века, полезно выучить партию, отложить в сторону, отвлекшись на другие роли, а потом вернуться. Таким образом певец по-другому воспринимает эту роль и находит в ней массу новых красок и акцентов. Этому совету я следую все годы, сколько работаю в оперном театре. Этот сезон для меня уже 13-й. Так я поступаю со всеми большими партиями, в частности с Фигаро из «Севильского цирюльника», Жоржем Жермоном из «Травиаты», Григорием Грязновым из «Царской невесты». Эти партии требуют переосмысления с каждым новым выходом на сцену, каждый раз, дома или на гастролях за рубежом, я их исполняю по-разному, по-новому.
- Ранее все ваши персонажи были, в основном, отрицательными, за исключением, может быть Фигаро. Хотя и он ещё тот плут. И вот сейчас Елецкий – человек абсолютно позитивный, благородный. Вам нравится эта роль или сложно было вживаться в такой образ?
- Этот образ мне очень нравится своим благородством, искренностью чувств, бескорыстной любовью. Этот порыв нежных чувств испытывает каждый человек в своей жизни. Плохо, когда эта любовь не взаимна, как у Елецкого. Тем не менее, он находит в себе силы двигаться дальше и хочет отомстить Герману за то, что тот погубил его любимую. Он настоящий мужчина, не слащавый князь, а князь-мужчина.
- А как артисту отрицательные образы вам не интереснее?
- Каждый образ интересен по-своему. И когда роль новая, то ты подходишь к ней с большим интересом, чем к персонажам, которых уже играл и она становится каким-то особняком в творческой жизни. Я не могу сказать, что мне одна роль нравится больше другой. В каждой есть свои плюсы и минусы, своя вокальная сложность. Если сравнивать партию позитивного Елецкого с негативным Грязновым, то последняя больше по объёму и персонаж поёт много в течении всего спектакля. А Елецкий так выписан у Чайковского, что у него не много выходов, но они очень ярко обозначены и идёт грамотное развитие этого образа от первого до последнего появления персонажа на сцене.
- А технически эта партия сложна?
- Ария, всеми любимая, «Я вас люблю, люблю безмерно…» очень сложна и очень красива. Не удивительно, что она исполняется, практически, во всех больших концертах на всех сценах мира, в том числе и на самых представительных международных конкурсах.