Найти тему
George Rooke

Крымская, очередной слом шаблона


В 1852 году началась черногорско-турецкая война.
Черногорцы оказали помощь герцоговинским повстанцам, это еще турки могли как-то пропустить, но когда митрополит Данило, возвращаясь из России, заявил, что теперь он суверенный и независимый князь Черногории и Герцоговины, у турок подгорело сильно, и султан ввел войска в Монте-Негро. Война началась в ноябре 1852 года, и хотя турки имели 33400 штыков против примерно 10-12 тысяч черногорских, оказалась довольно упорной. А в феврале 1853-го в Стамбул прибыл личный посланник Франца-Иосифа граф Лейнинген, который.... от имени Австрии выдвинул туркам ультиматум -
1) Вывести из Черногории турецкие войска
2) Не преследовать и не наказывать принимавших участие в восстании и в войне
3) За уничтоженное и изъятое имущество выплатить компенсации пострадавшим
4) Заменить турецкое торговое судоходство у берегов Черногории австрийским (венецианским).
Далее Зайончковский:
" Появление австрийского чрезвычайного посла в Стамбуле произвело некоторый переполох среди местных дипломатов. Они не знали, действует ли венский кабинет вполне самостоятельно или по соглашению с нами. Сначала преобладало второе предположение, и, как видно из донесений Балабина, Лавалет возмущался поведением Австрии; по его мнению, Австрия не имела права предъявлять подобных требований независимой Турции, и последняя должна ей отказать. Такой совет и дан был Порте велико-британским и французским представителями; отказ Австрии был уже заготовлен, но не послан благодаря содействию Озерова, который убедил Фуада-пашу в необходимости сделать уступки. Однако сделанные уступки не удовлетворили графа Лейнингена, который собирался уже покинуть Константинополь.
В дело пришлось вмешаться императору Николаю. "Я не знаю, каково будет твое решение, - писал государь императору Францу-Иосифу, - но каково бы оно ни было, ты можешь быть вперед уверенным, что, если последует война между тобой и Турцией, то это будет равносильно тому, что Турция объявила войну мне. Я поручаю князю Меншикову сообщить это в Константинополе, а пока ставлю на военное положение 4-й и 5-й корпуса, а также Черноморский флот, и мы будет готовы". Инструкции, данные одновременно с этим Озерову, заставили Порту отказаться от всякого сопротивления и принять австрийские требования без всяких оговорок."
Собственно, получилось, что Россия и Австрия давят на Турцию в одной упряжке, и Николай уверился, что Австрия полностью поддерживает Россию в Балканских делах. Не обладая послезнанием - почему Николай должен был предполагать, что Австрия не поддержит ее в 1854-м?
Ах да, и немного веселого.
Американская пресса, освещая события в Черногории, объясняла отечественному читателю, что
"Черногория - это что-то типа старых республиканских колоний в Новой Англии. Это республика, состоящая из малых общин, где каждая деревня управляется местной избираемой ассамблеей". Но поскольку, что тогда, что сейчас, американцы везде искали "борьбу республиканизма против деспотизма", журналистам было весьма трудно объяснить читателям, почему "республиканскую" Черногорию в борьбе "деспотической" Турцией поддерживают "деспотические" Россия и Австрия, тогда как "республиканские" Англия и Франция поддерживают "деспотическую" Турцию. Мозг тут у американского читателя зависал и ломался окончательно, и чтобы не зависло уже 90% населения страны, часть журналистов даже нашла "элементы демократии и республиканизма" в управлении Османской империей.