Найти тему
Trust-Love

Что на самом деле нужно детям? Отвечает психолог

Марина, 35 лет

Моей дочке 13 лет. Мы с мужем стараемся, чтобы она ни в чем не нуждалась. Она одета, сыта, отдыхает летом в лагере, ездит с нами в отпуск. Ходит на кружки. Я стараюсь быть ей другом, постоянно участвую в ее жизни, дочкины подружки постоянно завидуют ей, что у нее такая мама, это дочь сама мне говорит. В общем, из сил лезу вон, чтобы ей было хорошо и комфортно.

Но дочка принимает это как должное и считает, что я обязана это делать. А что особенно мне не нравится, она постоянно говорит и считает себя наравне с нами. Приведу пример: попросила отметить ее день рождение в кафе, где отмечали др папы. Я считаю, что рановато 13 лет праздновать во взрослом кафе, на что дочка задала вопрос, почему мы можем кормить и поить друзей отца, а ее нет. Или, например, купи мне тоже духи в лэтуале за 3500р. как себе. Пытаюсь объяснить, что она еще только подросток и когда вырастет заработает сама себе и купит, что хочет. А пока только маленькая фея или более . И постоянно “а ты” , “а вот вы” или почему тебе можно, а мне нельзя? Как провести грань между взрослыми и подростками? Как донести до дочки то, что все соответствует возрасту? Прошу дайте совет

Ответ психолога

Марина, Ваша девочка ведет себя так, потому что вместо любви и тепла Вы ей подсовываете «чтобы ни в чем не нуждалась». Не нужно так стараться. Подумайте, повспоминайте, откуда в Вас это настойчивое желание дать ребенку все через край? Вам в детстве недодавали? И теперь Вы пытаетесь ребенка «перекормить»?

И еще, похоже, Вы ждете благодарности за свои старания. Так ведь? Не ждите. Это неверно.

Давайте я скажу, что на самом деле нужно нашим детям:

+ чтобы их кормили, поили, давали крышу над головой – удовлетворение элементарных физических потребностей. Не нужно в этом пункте стараться через край. Это НЕ НУЖНО детям, на самом деле.

+ чтобы не мешали им развиваться, а для этого нужны не только кружки, но и свобода делать что-то без опеки родителей, без четких инструкций, как и куда идти. Тут важнее учиться задавать вопросы, а не давать ответы на детские КАК?, ПОЧЕМУ?, ЧТО ДЕЛАТЬ? Учитесь задавать вопросы: как бы ты поступил? почему бы ты так поступил? что ты предлагаешь с этим делать?/сделать? что ты получишь, когда это сделаешь? как будешь с этим обращаться???? Понимаете, о чем речь? Важно, чтобы у ребенка появлялась возможность ДУМАТЬ самому и ПРИНИМАТЬ решения опять же самому, и НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за эти решения опять же самому.

+ чтобы их слушали и старались понять с их интересами и потребностями, не привнося свои собственные. Классический пример: мама всегда хотела заниматься музыкой, значит, и дочке нужно. Ну не очевидно ведь это!!! Может быть, девочке абсолютно другое нужно:)

+ чтобы четко выстраивали границы – не лезь на мою территорию! У Вас как раз в этом пункте пробел: Вам трудно отделить свою жизнь от жизни ребенка. Четко сказать: «не лезь, детка, здесь моя территория, территория моей жизни, моих интересов». Знаете, для чего это нужно делать? Чтобы ребенок, выйдя по взрослый мир, четко ориентировался в пространстве, чтобы знал, где его интересы, а где интересы других людей, чтобы с уважением относился к миру другого человека, с уважением, а не с “дайте, потому что хочу!”.

+ чтобы их любили. Этот пункт непростой. Ибо Ваша любовь – тоже любовь. Но она доставляет Вам неудобства. Для меня любить – это значит принимать другого человека таким, какой он есть и при этом уметь сказать НЕТ, когда это хочется сделать. Сказать и не чувствовать при этом вины. Быть готовой сделать многое для этого человека, но при этом, не разрушая себя и свои интересы, свою жизнь. Многогранно слово «Любовь»… Мы ищем всю жизнь смысл этого слова.

+ чтобы их потом не попрекали тем, что для них сделано и чтобы родители не ждали благодарности за свои старания. Марина, мы делаем это для детей, потому что САМИ ТАК ХОТИМ, а не потому что они нас об этом просят. Мы это делаем, потому что однажды приняли решение дать жизнь этому чудесному человеческому существу и взяли за него ответственность. По доброй воле:)))

+ чтобы мы были рядом, когда им плохо и когда им хорошо. И чтобы при этом не осуждали. А просто были рядом, давая чувство опоры и защищенности. В словах может прозвучать примерно так: «Ты можешь делать в своей жизни любой выбор. Знай, что я верю в тебя. И я всегда рядом, чтобы тебя поддержать (в первую очередь, морально, с физической стороной ребенок в большинстве случаев прекрасно справляется сам)». Это основное, что нужно нашим детям: вера в них, любовь.

+ чтобы мы на собственном примере учили их жить, а не на словах; чтобы были честными, искренними с ними; чтобы на примере своей ежедневной жизни показывали, как устроен этот мир и как с ним можно общаться; чтобы научили их быть счастливыми – в идеале на «простом» примере собственной жизни:))