Найти тему
Корнет Сфумато

Художника обидеть может каждый. Но не без последствий. Художники-дуэлянты. Часть II.

«Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.»

-Дуэльный кодекс Дурасова

Безответственность за свои слова в наше время формирует совершенно уникальный информационный фон. Оскорбления даже среди художников не только стали нормой, но и порой средством конкурентной борьбы. А с развитием массовых коммуникаций всё это становится ещё и достоянием общественности. Начнёшь разбираться в судебном порядке — и времени писать не останется… А раньше всё было проще.

Итак — известные дуэли, в которых так или иначе участвовали художники.

Франсиско Гойя

-2

Есть у этого испанского мастера шедевр «Поединок на дубинах», который изначально был написан на стене в его доме. В не самый свой лучший период жизни, тяжело больной Гойя создал серию из 14-ти так называемых «Мрачных картин». «Поединок» обладает уникальной динамикой и драматизмом. И неспроста: Франсиско знал тему не понаслышке.

Известно, что молодой мастер после неудачного художественного конкурса-экзамена в родной Сарагосе отправился попытать счастье в Мадрид. А после провала и в Мадриде уехал в путешествие по Италии и Южной Испании. Так вот, его приятель Рибера оставил свидетельства того, что причинами внезапных отъездов Гойи были не столько художественные неудачи, сколько следствия его любовных похождений и дуэлей, которые часто за ними следовали. По словам того же Риберы, в Мадриде Франсиско по вечерам накидывал чёрный плащ с капюшоном, брал гитару и пускался в амурные похождения, соблазняя сеньорит, а нередко и сеньор. А в Италии так и вовсе выкрал прекрасную барышню из монастыря, за что и был ранен на дуэли родственником похищенной. И в более зрелом возрасте Гойя не забыл своего опасного увлечения, пока сам король Карл IV не запретил ему безобразничать. Слишком уж художник был ценен.

Гойа
Гойа

Эдуард Мане против Луи Дюранти

Мане — известнейший художник, основоположник импрессионизма. В детстве молодой Мане сражался с отцом за право получить художественное образование — тот всячески сопротивлялся. Эту битву он проиграл и был отправлен поступать в мореходную школу. Но судьба всё же распорядилась по другому: экзамен Эдуард провалил, но во время учебного выхода в море побывал в Бразилии, где много рисовал, а обилие цветов и красок этой экзотической страны сподвигли его к экспериментам. Так начал рождаться импрессионизм.

Дюранти был журналистом, художественным критиком, современником Мане, его другом, а порой и врагом. А ещё он был постоянным посетителем кафе «Гербуа» в Париже — места, облюбованного богемой. Как вспоминал Дюранти, кафе обладало волшебной атмосферой — зелёные столики для бильярда гармонировали с садиком снаружи, а внутри всегда было темно, прокурено и очень интимно.

18 февраля 1870-го года на Вандомской площади открылась выставка, на которой Мане выставил две свои работы. Дюранти написал про них всего одно предложение: «Господин Мане представил публике философа, давящего устриц, и акварель «Христос с ангелами». И всё. Такого оскорбления Эдуард вынести не смог. 20-го февраля он ворвался в «Гербуа», дал пощёчину Дюранти и вызвал того на дуэль. Через три дня они встретились в саду Сен-Жармен, чтобы сразиться на мечах. Секундантом Мане, кстати, был Эмиль Золя. Дюранти в схватке получил ранение в грудь, и Мане посчитал оскорбление удовлетворённым. Дуэль стала легендарной — посетители «Гербуа» даже сочинили про неё песню.

та самая акварель
та самая акварель
философ
философ

Будет ещё третья часть!