«Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.»
-Дуэльный кодекс Дурасова
Безответственность за свои слова в наше время формирует совершенно уникальный информационный фон. Оскорбления даже среди художников не только стали нормой, но и порой средством конкурентной борьбы. А с развитием массовых коммуникаций всё это становится ещё и достоянием общественности. Начнёшь разбираться в судебном порядке — и времени писать не останется… А раньше всё было проще.
Итак — известные дуэли, в которых так или иначе участвовали художники.
Франсиско Гойя
Есть у этого испанского мастера шедевр «Поединок на дубинах», который изначально был написан на стене в его доме. В не самый свой лучший период жизни, тяжело больной Гойя создал серию из 14-ти так называемых «Мрачных картин». «Поединок» обладает уникальной динамикой и драматизмом. И неспроста: Франсиско знал тему не понаслышке.
Известно, что молодой мастер после неудачного художественного конкурса-экзамена в родной Сарагосе отправился попытать счастье в Мадрид. А после провала и в Мадриде уехал в путешествие по Италии и Южной Испании. Так вот, его приятель Рибера оставил свидетельства того, что причинами внезапных отъездов Гойи были не столько художественные неудачи, сколько следствия его любовных похождений и дуэлей, которые часто за ними следовали. По словам того же Риберы, в Мадриде Франсиско по вечерам накидывал чёрный плащ с капюшоном, брал гитару и пускался в амурные похождения, соблазняя сеньорит, а нередко и сеньор. А в Италии так и вовсе выкрал прекрасную барышню из монастыря, за что и был ранен на дуэли родственником похищенной. И в более зрелом возрасте Гойя не забыл своего опасного увлечения, пока сам король Карл IV не запретил ему безобразничать. Слишком уж художник был ценен.
Эдуард Мане против Луи Дюранти
Мане — известнейший художник, основоположник импрессионизма. В детстве молодой Мане сражался с отцом за право получить художественное образование — тот всячески сопротивлялся. Эту битву он проиграл и был отправлен поступать в мореходную школу. Но судьба всё же распорядилась по другому: экзамен Эдуард провалил, но во время учебного выхода в море побывал в Бразилии, где много рисовал, а обилие цветов и красок этой экзотической страны сподвигли его к экспериментам. Так начал рождаться импрессионизм.
Дюранти был журналистом, художественным критиком, современником Мане, его другом, а порой и врагом. А ещё он был постоянным посетителем кафе «Гербуа» в Париже — места, облюбованного богемой. Как вспоминал Дюранти, кафе обладало волшебной атмосферой — зелёные столики для бильярда гармонировали с садиком снаружи, а внутри всегда было темно, прокурено и очень интимно.
18 февраля 1870-го года на Вандомской площади открылась выставка, на которой Мане выставил две свои работы. Дюранти написал про них всего одно предложение: «Господин Мане представил публике философа, давящего устриц, и акварель «Христос с ангелами». И всё. Такого оскорбления Эдуард вынести не смог. 20-го февраля он ворвался в «Гербуа», дал пощёчину Дюранти и вызвал того на дуэль. Через три дня они встретились в саду Сен-Жармен, чтобы сразиться на мечах. Секундантом Мане, кстати, был Эмиль Золя. Дюранти в схватке получил ранение в грудь, и Мане посчитал оскорбление удовлетворённым. Дуэль стала легендарной — посетители «Гербуа» даже сочинили про неё песню.
Будет ещё третья часть!