Иван Ильин
На фото: Основатели Акселератора онлайн-школ ACCEL Сергей Капустин и Дмитрий Юрченко
Дмитрий Юрченко — сооснователь Акселератора онлайн-школ ACCEL. Сегодня в Акселераторе 1700 резидентов, которые создали обучающие площадки по разным направлениям: бизнес, иностранные языки, фитнес, диетология, кулинария, программирование. Дмитрий рассказал «Бизнес-журналу» о причинах популярности EdTech в России, особенностях отрасли и о том, сколько зарабатывают создатели онлайн-школ.
— Как получилось, что вы стали заниматься онлайн-школами? Чем заинтересовал именно этот бизнес?
— Поначалу онлайн-школами я стал заниматься просто для того, чтобы делиться опытом, знаниями. Это был больше эмоциональный, а не бизнесовый шаг, творчество и возможность для самовыражения.
После того, как обанкротился мой проект The Ostrov (мы возили туристов на остров на Мальдивах отдыхать в формате «Последнего героя»), я задумался, чем заниматься дальше. В то же время мое хобби — проект FreePublicitySchool, который мы создали вместе с женой Екатериной Иноземцевой и в который до определенного момента мало вкладывали, в один месяц принес 1 280 000 рублей. Мы учили людей выстраивать и продвигать личный бренд, публиковаться в СМИ. Тогда я понял, что это перспективный бизнес.
Я начал фокусироваться на этой сфере, познакомился с моим нынешним партнером Сергеем Капустиным, и мы начали работать по его методологии, делиться с людьми знаниями, как запускать онлайн-школы. Сегодня мы один из крупнейших игроков рынка онлайн-образования.
— Какие первые результаты? Чего удалось достичь?
— Мы начали с бесплатного курса на десять человек, а сейчас в ГК ACCEL входят четыре онлайн-школы, где работают 126 человек, а совокупная выручка составляет 80 млн рублей.
— Сколько можно заработать на онлайн-школе?
— Онлайн-школы, которые стартовали несколько лет назад, зарабатывают от 20 до 50 млн рублей в месяц. У нас есть кейсы, когда резиденты Акселератора на старте со своих первых проданных курсов получают от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
— Почему онлайн-школы стали так популярны? Могут ли они стать адекватной заменой среднему или высшему образованию в будущем?
— Мне нравится метафора о существовании бизнесов-шариков и бизнесов-кубиков. Одни бизнес-проекты можно назвать «шариками»: они быстро развиваются — легко «катятся». Другие проекты — кубики, и нужны усилия, чтобы «сдвинуть» их с места. Онлайн-школы по своей природе — бизнесы-шарики, потому что не требуют больших инвестиций на старте, а единицы товара в них можно произвести один раз и продавать постоянно. Популярность сферы EdTech обусловлена тем, что в ней практически нет барьеров входа, много свободных ниш, мало профессиональных игроков, норма прибыли в таких проектах колеблется от 40 до 60%. Опыт нашего Акселератора онлайн-школ показывает, что в среднем запустить проект и начать стабильно зарабатывать на своей школе можно за три–шесть месяцев.
Другой важный фактор, связанный с популярностью отрасли, — возможность вести бизнес, учить и учиться из любой точки планеты. Часто для этого достаточно лишь смартфона. Мы с Сергеем Капустиным управляем группой компаний из разных локаций и часовых поясов. Это позволяет жить полной жизнью и реализовывать свой потенциал.
Благодаря технологиям слушателям курсов в онлайн-школах нет нужды ездить к экспертам, весь образовательный контент доступен через интернет. Сейчас обучиться онлайн можно даже бегу и плаванию.
Уверен, что постепенно онлайн-школы смогут стать заменой классическому образованию. Продвинутые родители переводят своих детей на домашнее и онлайн-обучение. Этот формат — достойная альтернатива высшему образованию. Сами оцените, сколько лишних знаний за пять лет учебы в институте вы получили, и используете ли вы их сейчас в своей профессии. Онлайн позволяет брать концентрированные знания и сразу использовать их в своей профессии и бизнесе.
— Как добиться эффективности в онлайн-обучении?
— У двух противоположных явлений — классических офлайн-школ и обычных онлайн-курсов — есть существенные недостатки. Первым приходится тратить средства на помещения, преподавательский состав и учебную базу. Вторым — искать способы мотивации слушателей, как-то заставлять их проходить курсы до конца. Например, на крупнейшей EdTech-платформе Coursera до конца обучения доходят лишь 3–4% студентов. Их проблема в том, что никто не ведет студентов к намеченной цели, не заставляет учиться.
Наиболее эффективным форматом обучения является смешанный формат (Blended Learning), при котором 80% курса проходит онлайн с использованием интерактивных элементов и геймификации. А остальные 20% тратятся на организацию офлайн-встреч, проведение конференций и других мероприятий. По нашему опыту, при таком подходе обучение до конца проходят от 70 до 100% студентов.
— Каковы перспективы развития онлайн-образования?
— Согласно недавнему исследованию российского рынка онлайн-образования, проведенному по инициативе «Нетологии-групп», до 2020 года рынок EdTech будет прирастать на 17% в год. Эта отрасль привлекательна для инвесторов, в ней есть потенциал и деньги. А инвестиции в мировой рынок онлайн-образования в 2017 году составили $9,52 млрд, что на 30% больше, чем в 2016 году.
Онлайн-образование скоро заменит все среднее и высшее образование. За онлайн-форматом будущее, он принесет большие перемены в индустрию, в которой давно ничего не менялось. Скоро появится искусственный интеллект, который сможет направлять людей в зависимости от их талантов в те индустрии, в которых у них будет больше успеха.
Фото: Виталий Носов