Продолжаем перечислять, каким именно образом потребитель может защитить свои права (часть 1).
9. Я купил некачественный товар, но не хочу его возвращать. Могу ли я вернуть часть денег за него?
Да, можете. Покупатель может потребовать у продавца:
- уменьшить цену некачественного товара,
- возместить расходы на исправление недостатков товара,
- возвратить уплаченные за товар деньги,
- или возместить причиненные убытки.
Это необходимо сделать в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 закона о защите прав потребителя).
10. Я купил некачественный товар в интернет-магазине. Я его могу вернуть продавцу?
Да, его можно вернуть до окончания гарантийного срока.
- Товар необходимо доставить в сервисный центр. Если вес товара больше 5 кг, то интернет-магазин должен доставить товар за свой счет или оплатить доставку (п. 7 ст. 18 закона о защите прав потребителей);
- Сервисный центр проверяет товар в течение максимум 45 дней (п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей);
- Если сервисный центр выдаст заключение о том, что товар нельзя отремонтировать, то продавец обязан вернуть деньги или обменять товар.
11. Я отдал некачественный товар в ремонт. Когда мне его вернут? Должны ли мне предоставить на время ремонта аналогичный товар?
Срок устранения недостатков товара может быть указан в договоре. Но он не может превышать 45 дней.
Если в договоре сроки ремонта не указаны, то они должны быть разумными, т.е. минимально необходимыми для устранения недостатков (п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителя).
Если потребуется замена товара, то она должна быть произведена с момента предъявления требования:
- в течение 7 дней,
- в течение 20 дней, при необходимости дополнительной проверки качества товара.
Если у продавца нет необходимого для замены товара, замена должна быть произведена в течение месяца (п. 1 ст. 21 закона о защите прав потребителя). В противном случае продавец уплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки (ст. 30 закона о защите прав потребителя).
На время ремонта продавец должен предоставить замену ремонтируемому товару, если это товар длительного пользования. Замена предоставляется бесплатно в течение трёх дней.
Исключение:
- автомобили, мотоциклы, суда и другие транспортные средства,
- мебель,
- некоторые электробытовые приборы (например, электробритвы, фены, щипцы для завивки волос, электропледы, электрические зубные щетки, микроволновки, тостеры, электрочайники),
- и гражданское оружие.
При ремонте этих товаров аналогичный товар может предоставляться в случае, если есть такое условие в договоре либо есть добрая воля продавца.
12. Товар отремонтировали по гарантии. Как считать теперь гарантийный срок?
В случае ремонта товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Данный период исчисляется со дня обращения потребителя до дня выдачи его по окончании ремонта (п. 3 ст. 20 закона о защите прав потребителя).
13. Я могу вернуть или обменять товар, если он мне не подошел?
Есть ряд товаров, которые нельзя вернуть или обменять (см. список ниже). Все остальные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней без объяснения причин.
Это касается товаров, которые:
- не были в употреблении;
- сохранили свои потребительские свойства;
- у покупателя есть доказательства приобретения товара у конкретного продавца (п. 1 ст. 502 ГК, ст. 25 закона о защите прав потребителя).
По закону нельзя обменять и вернуть следующие товары надлежащего качества, если они не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55):
- лекарство и медоборудование;
- предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны);
- парфюмерию и косметику;
- ткани;
- провода, шнуры, кабели;
- строительные, отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
- белье, чулки, носки;
- посуду, столовые и кухонные принадлежности, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов (в том числе для разового использования);
- бытовую химию, пестициды и агрохимикаты;
- мебель (мебельные гарнитуры и комплекты);
- ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- автомобиль, мотоцикл, велосипед, прицеп, лодку, прогулочное судно;
- бытовую сложную технику и электронику (телефон, кино- и фотоаппаратура, вычислительная и множительная техника, электромузыкальные инструменты и прочее);
- часы;
- гражданское оружие, патроны;
- животных и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, карты, календари, буклеты).
Любой товар ненадлежащего качества можно обменять или вернуть.
14. Если мои права потребителя нарушены, куда обращаться?
Можно обратиться в:
- Отдел потребительского рынка органа местного самоуправления (в том числе через многофункциональные центры),
- Общество защиты прав потребителей,
- Роспотребнадзор,
- В суд (по месту жительства, по месту заключения договора, по месту нахождения ответчика).
15. При обращении в суд, на что еще, кроме компенсации за товар, я могу рассчитывать?
Кроме требования о возврате денег за некачественный товар, вы можете:
- Получить компенсацию морального вреда. Ее должен будет выплатить виновный в нарушении ваших прав как потребителя;
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 закона о защите прав потребителей).
- Если продавец (исполнитель) не удовлетворил ваши требования добровольно, то суд взыщет с него еще и штраф в вашу пользу в размере 50% от присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей).
Мы часто пишем памятки для потребителей, чтобы им было проще и эффективнее защитить свои права. На сайте ceur.ru еще больше информации!