Обычно, когда упоминаешь о ленд-лизе, сразу же раздаются истошные вопли «патриотов» о том, что, дескать, пока мы лили кровь на полях сражений, «они проливали чернила на допросах», рассказывают взахлёб, что союзнические поставки – мелочи жизни, а боевые действия их вооружённых сил не то, что бы помощь, а так – только под ногами путались: дескать, мы бы и без них Гитлера разбили, а они, проклятые, только помешали Красной Армии победоносно завершить войну где-нибудь на побережье Бискайского залива.
Этаким апофеозом воинствующего антиамериканизма являются стихи А. Суркова:
Он сердцем чист, доволен и спокоен.
Он прибыли откладывает впрок.
Продукцию чикагских скотобоен
В расчёт за нашу кровь он выслал в срок.
Ему полгоря, что в плену поганом
Твоих малюток растерзали псы.
И он с тебя получит чистоганом
За каждый фунт чикагской колбасы.
А в день, когда добудешь ты победу,
Он, расточая сладкие слова,
За славой, как шакал, придёт по следу
Израненного в смертной схватке льва...
Но, как вы понимаете, kameraden, всё это эмоции, к истории не имеющие никакого отношения.
С другой стороны, вопрос американских поставок союзникам вообще и в СССР в частности крайне важен. И мне захотелось подробней в нём разобраться и взглянуть на проблему с несколько необычного ракурса – с точки зрения американских издержек.
Для начала немного статистики:
Собственно, данные, представленные на графике, достаточно чётко свидетельствуют о том, что американское хозяйство достаточно тяжело выходило из мирового экономического кризиса 1929 – 1932 годов, и начало Второй Мировой войны пришлось для США весьма кстати, став мощным рычагом для вытягивания их экономики из глубочайшего застоя:
Уже в 1940-ом году американские поставки военных материалов в Великобританию обеспечили более чем двукратное ускорение темпов роста хозяйства САСШ, а с принятием Конгрессом закона о ленд-лизе 11 марта 1941-го года они достигли рекордных 26,8%! Таким образом, напрашивается вполне закономерный вывод: Соединённые Штаты нажились на «мировой бойне», увеличив более чем в 2 раза свой валовой национальный продукт.
Однако тут у меня возникает вполне естественный вопрос: если согласно «Закону по обеспечению защиты Соединённых Штатов» № 77-11 от 11.03.1941 г. материалы и оборудование, необходимое для ведения войны, передавались de facto безвозмездно, то откуда янки взяли средства для изготовления этих материалов и оборудования? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к сводному федеральному бюджету США.
Итак, с 1931-го года бюджет САСШ был дефицитным. При этом расходы государства колебались в диапазоне от 2,9 до 9,6 млрд. долл. Но уже в 1941-ом году они резко пошли вверх, составив 14,0 млрд. долл., а к концу войны достигли фантастической по тем временам цифры в 95,2 млрд. долл.! Совершенно очевидно, что увеличить за несколько лет государственные расходы более чем в 10 (!) раз за счёт набора стандартных фискальных инструментов невозможно. Даже при наличии огромного желания у правительства. Даже в такой богатой стране, как Соединённые Штаты Америки.
Но – надо отдать ему должное! – правительство страны попыталось использовать весь доступный ему инструментарий: ему удалось поднять свои доходы с 6 млрд. 879 млн. долл. в 1940-ом году до 50 млрд. 162 млн. долл. в 1945-ом году! Но чего это стране стоило!
Во-первых, были увеличены сборы подоходного налога с физических лиц: за период с 1940-го по 1944-ой годы они выросли в 18,2 раза! И это при том, что население страны за тот же период увеличилось лишь на 4,7%, а заработная плата была заморожена на предвоенном уровне! Во-вторых, в 1940 – 1945 годах резко (в 16,7 раз) подскочили сборы с прибылей корпораций!
В целом, в решении вопроса увеличения бюджетных поступлений правительство сделало ставку на три лошади – на подоходный налог с физических лиц, на налог на прибыль корпораций и на другие доходы:
Результатом предпринятых мер стало кардинальное изменение структуры бюджетных поступлений:
Так, если в 1940-ом году на долю подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль корпораций и другие доходы приходилось 38% всех поступлений сводного федерального бюджета США, то в 1945-ом они занимали уже 79%!
Однако, как уже было отмечено выше, ординарные меры, хотя и обеспечили великолепные результаты, оказались неспособными решить поставленную проблему в целом: в 1943-ем году бюджетный дефицит возрос в сравнении с уровнем 1940-го года в 19,9 раза (!) и составил рекордные 53,8 млрд. долл.!
Так, где же источник, из которого Соединённые Штаты черпали средства, необходимые для выполнения «Программы Победы»? Ответ на этот вопрос до безобразия прост: означенная программа была выполнена за счёт увеличения федерального долга! За годы Второй Мировой войны его величина выросла в 5,6 раза и составила в 1946 г. 271 млрд. долл., на 30% превысив стоимость валового национального продукта США!
Вот такая вот история американской наживы на чужой беде...