Найти тему
6000 миль до Голливуда

Американский психопат

Оглавление

(2000, США)

У настоящего психопата всё должно быть прекрасно: и лицо, и спецодежда, и инвентарь, и кровожадные мысли.
У настоящего психопата всё должно быть прекрасно: и лицо, и спецодежда, и инвентарь, и кровожадные мысли.

Можно было бы высказать гипотезу, что "Американского психопата" поспешили снять вдогонку "Бойцовскому клубу" Финчера. На волне, так сказать, бешеного успеха последнего, который, сам того не ожидая, вознёсся до культового статуса, где пребывает и поныне...
Да вот только хрен-то там, ничего подобного! Гипотеза эта будет хоть и логичной, но далекой от реальности. Потому что никакого успеха, ни бешеного, ни даже обычного "Бойцовский клуб" в прокате не имел. Как раз наоборот, он оскандалился, разозлил цензоров по всему миру и в результате не собрал даже двукратную кассу (без учета продаж на видео). Это уже потом он переродился в настоящее культурное явление и социальный манифест. А на момент его кинотеатральной одиссеи - как раз, когда состоялась премьера "Психопата", - дела у "Клуба" шли ни шатко ни валко. И никто уж точно не стал бы в здравом коммерческом уме брать тогда пример с хулигана Финчера и снимать нечто подобное.
Так что появление "Американского психопата" - истории с похожей на "Клуб" фабулой и сквозной интригой, - надо считать всего лишь совпадением. Причем чертовски удачным во всех смыслах слова. И свой скромный бюджет в 7 млн. $ кино окупило пятикратно, и на дежурный скандальчик для пущей рекламы нарвалось, и Кристиану Бэйлу дало лишний шанс сверкнуть талантом, и память о себе оставило хорошую. По крайней мере фильм по сей день не забыт и гордится своими нестыдными оценками на IMDb и Кинопоиске.

Ничто человеческое маньяку не чуждо. Ни музыка, ни девушки, ни то и другое одновременно.
Ничто человеческое маньяку не чуждо. Ни музыка, ни девушки, ни то и другое одновременно.

Также схожи "Бойцовский клуб" и "Американский психопат" своим ироничным настроем, который у них частенько зашкаливает, переходя в откровенно черный юмор. Правда, если в "Клубе", менее кровавом и расчленительном, это выглядело не столь шокирующе, то в "Психопате" несерьезное отношение авторов к серьезному умопомешательству своего героя поначалу обескураживает. Человек орудует ножами, топорами и бензопилами, а нам показывают это так, словно режиссёр Мэри Хэррон симпатизирует маньяку, а не его жертвам. Однако без паники! Ответ на этот хитрый вопрос мы получим в финале (если, конечно, вы не читали оригинальную книгу), когда нам раскроют не только главную интригу, но и то, почему кино снято именно в такой легкомысленной, а не более суровой манере. После чего вам останется лишь улыбнуться своим беспочвенным сомнениям и забрать назад все предъявленные Хэррон претензии.
Ну или не все, если, конечно, вы решите к ней ещё попридираться. Хотя, как по мне, отработавший в поте лица от первых кадров до последних Кристиан Бэйл полирует своей игрой почти все здешние шероховатости. Кроме одной: иногда авторы дают нам слишком очевидные намеки на то, чем весь этот кровавый трагифарс в итоге обернется. Особенно ближе к концу. В "Бойцовском клубе", кстати, такой фигни вроде бы не было. С другой стороны, эти же самые намеки и подсказки играют роль своеобразного троллинга, посредством которого Мэри Хэррон издевается над нами. Затем чтобы эффектно ткнуть нас носами в то, как мы были неправы, обвиняя Мэри в отсутствии чувства меры и элементарной логики. Иными словами, как говорит сегодняшняя молодежь, это был "не баг, а фича", и записывать её в режиссерские промахи, наверное, всё же не следует.

А вы думаете, нам, маньякам, легко?  Да ничего подобного, обывательские разговорчики. Рабочий день у нас ненормированный. Если хотите знать, нам, маньякам, за вредность надо молоко бесплатно давать!
А вы думаете, нам, маньякам, легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики. Рабочий день у нас ненормированный. Если хотите знать, нам, маньякам, за вредность надо молоко бесплатно давать!

***

В общем, приятное исключение среди криминально-психопатических триллеров, от которого ждешь очередную "маньячную" историю, но который нас вдруг - опа! - и обламывает. Хотя подлянка эта вовсе не досадная, а приятная. Вдобавок картина не перестает раз за разом подбрасывать нам эффектные шокирующие ситуации и шуточки. Как уже упомянутые черные, так и обычные, которых в ней тоже полным-полно. Разве что перед просмотром "Американского психопата" я засомневался, а потянет ли Кристиан Бэйл роль гламурного подонка и шизофреника - просто доселе я видел его либо в одном амплуа, либо в другом, но не в обоих сразу. Ан нет, Бэйл не только не подкачал, но и фактически "сделал" фильму процентов 40 успеха. Собственно, лишь его игру вы тут и запомните, даже несмотря на то, что помимо него в "Психопате" отметились другие оскароносцы Джаред Лето и Риз Уизерспун, а также без-оскарный, но всё равно гениальный дядька Уиллем Дефо.

Так хочется взять и... пригвоздить. И вовсе не остроумной шуткой.
Так хочется взять и... пригвоздить. И вовсе не остроумной шуткой.