Продолжаем рассказывать о культовых калибрах, теперь в фокусе – механизм часов Konstantin Chaykin Mars Conqueror
27 июля 2018 года, в день, когда сошлись вместе два астрономических события, великое противостояние Земли и Марса и полное лунное затмение, состоялось еще одно важное событие — космическое: Константин Чайкин провел презентацию механизма К20-1, предназначенного для часов Mars Conqueror (“Покоритель Марса”).
Мы кратко сообщали об этой премьере, а теперь чуть подробнее о самом механизме и о будущих часах. Это не потеряло актуальности хотя бы потому, что Константин пока представил только калибр, а Mars Conqueror в сборе и во всей красе будет показан на Baselworld 21 марта 2019 года.
Прежде всего, почему речь идет о событии именно космическом? Потому что к этой категории относятся будущие часы Konstantin Chaykin Mars Conqueror.
Часовое дело хорошо знает категорию “астрономические часы”. Они оснащены функциями, отражающими восприятие астрономических объектов и явлений конкретно с нашей планеты. Фазы Луны, индикация карты звездного неба, знаки зодиака, даты религиозных праздников, всевозможные календари…
А вот часы, которые будут отслеживать время и другие связанные параметры вне пределов Земли, — они и есть космические. Для ясности — пример: если вы находитесь на Луне, вам абсолютно не нужна индикация ее фаз, уместнее была бы функция “фазы Земли”. А на Марсе — фазы его спутников.
Впрочем, Константин Чайкин не замышляет подобных излишеств, как фазы Фобоса и Деймоса. Он поставил перед собой очень ясную, очень практическую цель: создать часы для работы человека на Красной планете, то есть отсчитывать марсианское время. И при этом, конечно, не терять связь с родной Голубой планетой, то есть отсчитывать также время на Земле.
Это вовсе не из области фантастики. Высадка на Марс — дело не нынешнего дня, но, вполне возможно, завтрашнего. К таким экспедициям абсолютно серьезно ведут подготовку Роскосмос, НАСА, Европейское космическое агентство, соответствующие инстанции в Китае и Индии. Не остаются в стороне и неправительственные организации: работы идут в корпорации Boeing и в компании SpaceX Илона Маска. Кто и когда ступит на Марс первым — этого мы пока не знаем. А вот кто сделал первые марсианские часы — знаем: Константин Чайкин! Кстати, как рассказывает сам мастер, импульсом к началу этой работы послужила информация об амбициозных марсианских планах Илона Маска. Однако те планы — пока еще планы, а у Чайкина практически все готово.
Его концепция (в разработке которой принимал деятельное участие один из ведущих российских часовых экспертов Алексей Кутковой) проста до гениальности. Вот она:
1. Часы должны индицировать три группы функций: земное время, марсианское время и календари (земной и марсианский).
2. Часы должны быть на 100 % механическими. Ведь в условиях очень слабого собственного магнитного поля и крайне разреженной атмосферы Марса трудно защитить электронику от ионизирующего излучения Солнца. А как защищать механику — хорошо известно.
3. Работа всех трех групп функций (см. пункт 1) должна обеспечиваться единым блоком баланс-спираль. Действительно, есть соблазн посадить земное время на свой такой узел, а марсианское — на свой (в пределе — и вовсе надеть на запястье двое часов, земные и марсианские). Мало того, что это решение громоздкое, еще важнее, что абсолютной точности не бывает, и поэтому будет постепенно накапливаться рассогласование работы двух модулей.
Итак, единая база для всех групп функций. Чайкин выбрал в качестве такой базы всесторонне обкатанный, зарекомендовавший себя как точный и надежный, калибр ЕТА 2836-2. Сомнения по поводу того, будет ли работать автоподзавод в условиях ослабленной или даже нулевой гравитации, были отвергнуты на основании принципов науки и имеющегося опыта работы часов с автоподзаводом в невесомости — на околоземных орбитах.
А далее мануфактура Konstantin Chaykin сконструировала и изготовила надстройку этой базы. Чрезвычайно сложную надстройку! В ЕТА 2836-2 шесть колес агренажа, в К20-1 их более 30, и, конечно, это сопоставление — лишь самая простая иллюстрация.
В часах Mars Conqueror будет три циферблата, каждый для своей группы функций. Скрупулезно учтены различия земных и марсианских суток. В последних, именуемых солами, в среднем 24 часа 39 минут 35,244 секунды. Таким образом, сол чуть длиннее земных суток, что отражено в сложной колесной трансмиссии между земной и марсианской частями калибра. Передаточное отношение в ней составляет 112:109, что обеспечивает очень малую погрешность, которая легко устраняется с помощью корректоров, расположенных на тыльной стороне механизма.
Учтена также продолжительность марсианского года — 668 солов. Это легло в основу модуля календарных функций, отображаемых на третьем циферблате. Он будет выполнен крайне интересно, что полностью в духе Константина Чайкина, признанного аса нестандартной индикации: не только даты, земная (в привычном формате) и марсианская (номер сола в марсианском году, причем начало года, оно же начало миссии, можно устанавливать произвольно), но и весьма наглядно движение обеих планет по их орбитам, с оценкой расстояния между ними и индикацией противостояний.
Очень интересно, как будут выглядеть часы Mars Conqueror! Увидим их в марте будущего года. А далее — путь на Марс.
Текст: Юрий Райхлин
Изображения: пресс-служба Konstantin Chaykin