В этом суть последнего антимонопольного расследования, инициированного европейскими регуляторами против американского технологического гиганта. Маргрет Вестагер, которая возглавляет комиссию по конкуренции ЕС и попала в группу компаний из Силиконовой долины за ряд правонарушений, обеспокоена следующим набором практик Amazon:
- Компании продают товары через рынок «Amazon».
- Amazon контролирует свой собственный рынок, чтобы собирать данные о том, какие продукты пользуются популярностью у потребителей и насколько они продаются.
- Далее Amazon использует эти данные для поиска возможностей внедрения своих собственных продуктов подражателей (обычно под брендом Amazon Basics), которые затем поглощают долю рынка у первоначального продавца.
Нет ничего нового в магазинах, имеющих локальные бренды, или об использовании их доступа к данным о продажах, чтобы принимать решения о том, какие категории продуктов должны запускать локальные бренды. А вот что делает действия Amazon антимонопольным делом - это презумпция того, что соответствующий рынок здесь является онлайн-магазином, где Amazon является доминирующим, хотя он явно не является монопольным розничным продавцом в целом.
Эти вопросы о определении рынка все время возникают в антимонопольных запросах. В Соединенных Штатах вся эта аргументация никогда не сдвинется с мертвого места, потому что основная жалоба Вестагера заключается в том, что Amazon вводит новые, более дешевые конкурирующие продукты в глобальную продажу - и американские суды интерпретируют закон в соответствии со стандартом, согласно которому цель антимонопольного законодательства заключается в содействии благосостоянию потребителей.
В Европе, напротив, проявляя несправедливость по отношению к конкурирующим компаниям можно нарушить антимонопольное законодательство. Линия между соперничающими фирмами со здоровой конкуренцией и избиением конкурирующих фирм, злоупотребляя рыночной властью, становится очень важной.
Один недостаток европейской антитрестовской модели - это то, что она может привести к более худшим последствиям именно для конечного потребителя. Но одна из главных причин, по которой американские антимонопольные адвокаты не любят европейский стандарт, заключается в том, что она оставляет так много подводных камней на вопросах нечеткого определения рынка. С другой стороны, в Америке, где вы, как ожидается, продемонстрируете количественный потребительский вред, проблемы определения рынка выходят прямо из модели потребительского моделирования.
Я привожу все это, потому что в кругах левого кружка растет консенсус в отношении того, что американское антимонопольное законодательство пошло наперекосяк. Они утверждают, что существует значительная двусмысленность в отношении тех изменений, о которых мы говорим.