В декабре прошлого года в кинотеатрах отгремел киноблокбастер «Последние джедаи», разделивший как критиков, так и поклонников многолетней саги. Фильм слабый, глупый, напыщенный и самовлюблённый – в общем, как и его сценарист и режиссёр Райан Джонсон. Эта картина единолично поставила под угрозу новоиспечённую киновселенную «Звёздных войн», которой заправляет Кэтлин Кеннеди – впечатляющее достижение. Но не она стала последним звеном – им стала картина «Соло».
Фильм, столкнувшийся с множеством сложностей во время съёмок, сменивший режиссёра, потребовавший дорогостоящих досъёмок и даже насмешивший интернет пиар-компанией, которая оказалась наглым плагиатом – в обще, проблем было много с самого начала. Как правило, после такого «разработческого ада» не выживают, но, к всеобщему удивлению, картина вышла, и даже оказалась, как говорится, смотрибельной. Одна проблема в том, что когда мы говорим о самой уважаемой космической опере в истории, слово «смотрибельный» едва ли можно назвать комплиментом. Скорее приговором.
Как когда-то огромный поклонник саги, а теперь – перегоревший и уставший от сюрпризов «Диснея» человек, я решительно отказался смотреть новинку в кинотеатрах, и переждал, пока она выйдет на физических носителях. И, собравшись с силами, я всё-таки решился избавиться от двух с лишним часов моей жизни таким вот образом. И в результате почти все мои опасения подтвердились.
Вопреки ожиданиям, Олден Эйренрайк оказался более-менее квалифицированным актёром, который никоим образом не виноват в провале картины. Да, у него нет и толики харизмы Харрисона Форда, но даже оригинальный Соло едва ли смог вытащить фильм с таким невдохновлённым сценарием, в котором нет и грамма остроумия. В итоге мы не получили провального Соло, а ванильного, безобидного и никакого Соло, который не умеет в сарказм, но улыбается при каждом удобном моменте, растягивая мышцы лица в тщетной попытке сымитировать знаменитую ухмылку Форда.
Другие актёры справились со своей работой, но и всё – справились без какого-либо «как», потому что ни один из них не перестарался и не прыгнул выше своей головы. Вообще, это относится ко всем новым фильмам эпохи после Лукаса – никто не выдаёт фантастической или просто «безумной» игры, которая выделяла предыдущие картины. Тут нет сногсшибательной харизмы Форда или театральной маниакальности Яна Макдиармида (Палпатин). Хорошие актёры играют хорошо, но не более. И даже те, кто способен на большее, это большее не демонстрируют. Например, я ждал откровения от любимца публики Дональда Гловера, но не сложилось. Его Ландо, увы, это просто бледная копия Билли Ди Уильямса, а ведь он – единственный актёр, в котором я был уверен на 100%! Местами он забавен, но чаще всего он делает что-то своё, не очень-то и пытаясь походить на оригинал. И тут ему опять же никак не помог сценарий, бедный на яркие моменты.
Из остальных можно выделить только Вуди Харрельсона, который сделал то, что умеет всегда – сыграл самого себя. Лишь у него есть харизма, да и то, Вуди может больше, уж мы-то знаем! Все остальные, в том числе Эмилия Кларк и Пол Беттани, сыграли настолько посредственно и предсказуемо, насколько были прописаны в – да, опять – сценарии.
Но не в них главная болячка фильма. Как я сказал в заголовке, проблема началась в самом «питче», то есть в идее, под которой расписались голливудщики. У «Соло» нет смысла как у независимого произведения. В лучшем случае это серия книг, но кино? Даже отъявленные поклонники «Звёздных войн» с непониманием отнеслись к желанию рассказать то, что вроде бы и так понятно. И это проблема современных «Войн», ведь как прекрасно понимал Лукас, миф на то и миф, что что-то мы додумываем сами. Мы не должны всё знать. Иногда идея персонажа в нашей голове лучше, чем то, что напишет даже великий из писателей. Часто мы видим героя в разном свете – и это хорошо. Для кого-то Хан – отпетый негодяй, и в этом харизма. Для кого-то он – завуалированный герой, который демонстрирует свои лучшие качества тогда, когда это действительно нужно. Стрелял он первым или нет – каждый решает для себя. Но Disney ненавидит неопределённости. Каждая загадка, независимо от того, нуждается она в объяснении или нет, разжёвывается прямо на экране – или, для продвинутых, на страницах книги. Когда Джордж Лукас создал персонаж императора (или сенатора) Палпатина, он назвал его просто – Палпатин. А какое у него имя? Да какая разница? Есть ли оно у него? Не важно, это космическая фантастика! Но чуть ли не в первый год после покупки IP компания Disney тут же выдала – а его Шив звали, оказывается! Возрадуемся.
Точно так же весь фильм «Соло» оказался не более чем энциклопедической сводкой, приукрашенной современными и псевдотрадиционными спецэффектами. Это историческая лента про вымышленное событие, и история происхождения героя, о происхождении которого в итоге ничего не рассказывается. А вы знали, что «Соло» это не фамилия, а случайный псевдоним? А представьте себе! Ну как персонаж от этого становится лучше? И почему Соло привязывается к фамилии, которую ему даёт ненавистная всеми фибрами души Империя?
А вы знали, как он угнал с Кесселя в рекордное время? Да всё равно, как! Дайте нашей фантазии волю. Раньше для подобных ответов существовала «расширенная вселенная», то есть книги, комиксы и игры. Теперь же на большом экране нам рассказывают всё – и ничего. И в этом главная проблема незнания – иногда загадка делает произведение лучше. Мы не знаем, как родился на свет Энакин Скайуокер – и хорошо! Мы не знаем, что за раса у Йоды – и славно. Мы хотим о чём-то только догадываться – на этом и строятся величайшие киномифы.
Если же вернуться непосредственно к фильму, то он получился настолько хорошим, насколько это возможно при нынешнем руководстве и организации. То есть это монстр Франкенштейна, которого, словно «Лигу Справедливости», разрывает на куски разное видение его творцов. То ли комедия, то ли боевик, то ли просто фильм-афера, всё это в итоге оказывается посредственным в каждом жанре, куда заглянул Ховард. Когда создатели «LEGO Movie» попытались сделать комедию, их отправили восвояси, хотя их решение является единственно верным, потому что снять драму или боевик про персонажей, никто из которых не может умереть, абсурдно. Мы знаем, что Хан, Чуи и Ландо выживут, и лишь можем задаваться вопросом, кто из новых героев не выживет.
Когда попытки написать сценарий обернулись провалом, сценарист обратился к самому дешёвому способу ублажить фанатов – фан-сервису. Его много – больше, чем где-либо ещё. Отсылки к старым книгам, играм и полузабытым явлениям порадуют опытного фаната, но только если делать их умеренно. «Соло» же осыпал нас странными словами и образами, то и дело напоминая, что когда-то «Звёздные войны» было за что любить. Стоит заиграть музыке Джона Уильямса, как мы вспоминаем, что раньше саундтрек и правда был оригинальным. Стоит показаться какому-то элементу из классики, как сразу с тоской возвращаешься в то время, когда фильмы могли цеплять чем-то, кроме сорокалетних наработок. Современные «Звёздные войны» настолько безыдейны, что хочется кричать. Сами подумаете: для того, чтобы хоть как-то убедить нас в том, что мы хотим сиквел, нас подразнили Дартом Молом – персонажем из Первого эпизода, который когда-то давно считался самыми ненавистным из всех. Герой 1999 года – самое яркое, что можно предложить, чтобы подогреть интерес. И даже его появление оказалось ужасно смазанным – он настолько явно хотел покрасоваться и напомнить всем, кто он такой, что даже достал (без причины) световой меч и покрутил его перед камерой.
Я не буду утверждать, что картина даже наполовину так плоха, как «Последние джедаи». Даже если не обращать внимания на бессовестные отсылки и никакой сценарий, из неё можно сплести адекватный летний блокбастер, и для этого потребуется забытое мастерство киномонтажа. Помните, когда фильмы урезались, перешивались и сокращались? Когда три часа сырой съёмки превращались в полтора увлекательных часа? Всё это в прошлом. Нынче Голливуд выдаёт фильмы, превышающие хронометраж в 2 с половиной часа, будто так и надо. Я не представляю, почему кино стало настолько раздутым. Четвёртый эпизод спасли в монтажной комнате, убрав всё лишнее, отяжелявшее фильм. И если взять «Соло» и вырезать 50% происходящего, ничего существенного мы не потеряем, зато получим картину с хорошим пейсингом и каким-то напряжением, пусть и фальшивым. И не нужно делать упор на диалоги, если у вас нет талантливого писателя.
В результате мы получаем «Соло», фильм настолько же хороший, насколько нужный. Фильм, добавивший в лор вроде бы много, а на самом деле ничего. Фильм, переписавший старый канон, и заменивший его на что-то худшее. Встреча с Чуи – плохая. Происхождение Хана – не показано. Новые злодеи – никчёмные. Новых идей – ноль. Даже визуально фильм настолько академичен, насколько возможно, без единого оригинального кадра или дубля. По задору он уступает даже некоторым фанатским поделкам. Стоит ли винить режиссёров, сценаристов и актёров? Возможно. Но главная беда в руководстве Lucasfilm, которое не понимает, что слишком много хорошего – это всегда плохо. А слишком много плохого – ещё хуже.