Балы в XIX веке были гораздо более сложным явлением, чем просто танцы. Танцы формировали стержень вечера, они задавали смену настроений и разговоров. Поэтому на балах звучали и дружеские шуточные разговоры, и страстные признания.
Было даже такое выражение - "мазурочная болтовня", при этом его не стоит воспринимать пренебрежительно. Мазурка, наоборот, являлась кульминацией бала, особенно в ее бравурном исполнении, когда, как у Пушкина:
Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы.
("Евгений Онегин")
Вспомним сцену бала в начале романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина". На нем из интересующих нас персонажей присутствуют Кити, Вронский, Анна. Этот вечер, как надеялась влюбленная Кити, должен был стать вечером признания Вронского:
Вронский уже пришел за ней для первой кадрили. Во время кадрили ничего значительного не было сказано <...>. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться.
Во время кадрили и не могло быть сказано ничего серьезного - сам танец не был предназначен для серьезных разговоров. В то время, как мазурка, центральный танец бала, открывала возможность всему невысказанному, чувственному вылиться наружу.
То есть каждая девушка и юноша, которые могли ожидать страстных признаний, прекрасно понимали накануне бала, что с большей вероятностью услышать они их смогут во время мазурки.
Поэтому Кити, нисколько не взволнованная тем, что Вронский на мазурку ее еще не пригласил, отказывает всем подряд, уверенная в танце с Вронским. Однако пары уже готовятся к мазурке, а Кити остается одна.
— Кити, ты не танцуешь мазурку?
— Нет, нет, — сказала Кити дрожащим от слез голосом.
— Он при мне звал ее на мазурку, — сказала Нордстон, зная, что Кити поймет, кто он и она. — Она сказала: разве вы не танцуете с княжной Щербацкой?
— Ах, мне все равно! — отвечала Кити.
Невозможно измерить, сколько отчаяния в этом "Ах, мне все равно!". Во-первых, ее возлюбленный предпочел танцевать с другой, с Анной. Во-вторых, Кити сама видела Анну и чувствовала ее притягательность, необъяснимую для нее самой. А в-третьих, и это самое горестное, Кити накануне отказала Левину, который сделал ей предложение. Она оскорбила его чувства, прогнала - и ради чего?!
Поэтому неудивительно, что после этой сцены Кити слегла с "болезнью". Хотя один ее отец понимал, что никакой болезни не было, а было лишь разбитое сердце, доверившееся не тому человеку и отвергнувшее того, кого Кити, возможно, по-настоящему любила.
Источники
Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIX века)
Толстой Л.Н. Анна Каренина. / Русская виртуальная библиотека