Найти тему

"Петр I" Алексея Толстого.

Алексей Толстой-патриарх русской исторической прозы

Сегодня речь о пойдет о романе Алексея Толстого "Петр Первый". Прежде всего хочу отметить, что это не просто очередная талантливая вещь каких в нашей литературе по счастью немало и не просто книга в общемировом печатном потоке, а именно "явление".

Именно этому роману выпала честь стать основой русской школы исторической прозы, стиль и содержание которой с тех пор стали диаметально отличаться от европейских литературных традиций этого жанра. Вместо легенькой приключенческой истории на фоне малобюджетных исторических декораций советский автор предложил читателям настоящий научно-художественный труд.

Как следствие со шпагами на страницах его романа никто не бегал, но как раз это и находило самый живой отклик в сердцах читателей и обозначило будущую исключительность соответствующего литературного направления у нас в стране. Установив это перейдем непосредственно к основному содержанию нашего сегодняшнего разговора.

***

Имя Петра I известно каждому с детских лет. Он, пожалуй, самая часто упоминаемая личность в русской истории, а полемика, разгоревшаяся вокруг его роли в российской государственности уже давно, не ослабевает и поныне. Самое же значительное произведение русской литературы ему посвященное– это несомненно роман Алексея Николаевича Толстого с одноименным названием. Тема великого русского царя всегда увлекала писателя хотя бы потому, что один из его предков Петр Толстой был виднейшим сторонником Петра.

Подготовка к написанию романа и погружение в петровскую эпоху началось у автора с написания в 1918 году небольшого рассказа «День Петра». Именно в нем были выведены первые наброски будущего шедевра, определена во многом языковая палитра и концептуальная основа произведения.

Работа над романом началась в 1929 году. Автор тратил много времени на поиск нужного для написания книги материала и его работа сравнима с трудом настоящего историка. Чтобы усилить яркость и емкость языка своих персонажей, автор, отвергая громоздкие церковно-славянские обороты, которые якобы показывали колорит эпохи, использовал вместо них записки и дневники современников царя, написанные простым и емким понятным читателю языком.

О сути своей работы автор сообщает так: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна, прежде всего, композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это, прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Такой по научному серьезный подход делает огромную честь Толстому и конечно результат, выразившийся в создании великолепного исторического произведения, вышедшего даже за рамки жанра выглядит при таких условиях вполне закономерным. Несмотря на то, что «Петр Первый» создавался в сталинские времена, он почти лишен политической конъюнктуры, а если она и есть, то выглядит весьма удачно завуалированной и не режет глаза при чтении.

Многоплановым историческим полотном предстает перед читателями фигура Петра на страницах романа. Мы с интересом наблюдаем его взросление, возмужание.

В произведении Толстого исторические личности выглядят весьма характерными. Они даже в своем величии либо низости не лишены человеческих качеств, свойственных каждому из нас.

Благородство, доблесть, честь обман, предательство– все эти эмоции выражены без украшательства, такими, какие они есть.

Отметим, что личность Петра в романе раскрывается постепенно, но уже в начале мы видим его буйную натуру и делотелостный нрав.

Ему тесно и душно в дворцовых теремах. Бойкая натура еще молодого царя не переносит ленного и сонного уклада старобоярской Московии. Он стремится прочь из дворцовых палат, реализовывать свои мечты и чаяния о свободной и независимой жизни себя и своего народа. Уже в этом его кредо угадывается будущий, пока негласный оппозиционер порядкам прошлого.

Царь, строит корабли, как будет строить впоследствии и великое государство. Такое отождествление труда плотника и государственного деятеля выглядит в романе очень уместно, красиво и даже поэтично. Не менее важное место в начале романа, чем сам царь занимает его сестра Софья долгое время бывшая регентшей при нем и его младшем брате Иване. Она рано видит в Петре будущего соперника и справедливо опасается его «потешных полков» долгое время, считавшихся лишь простой забавой. Жизнь показывает, что тревоги царствующей особы не напрасны, так как впоследствии между ними происходит настоящая война, известная в истории как «Стрелецкое восстание».

Примечательно, что натура Софьи в чем то схожа с петровской. Она тоже непокорная бунтарка. Все царские дочери до ее появления жили затворницами и редко даже выходили из дворца, а она сумела стать правительницей России. Ее распря и борьба за власть с повзрослевшим братом выглядит как схватка двух одинаково сильных личностей, сопоставимая со сражением титанов.

Стрелецкое восстание, ставшее апогеем конфронтации между двумя царскими наследниками выглядит у автора как сражение из гомеровского эпоса. Его картины удивительно ярки.

Толстой описывая те события, не лукавит с читателем и везде подчиняется исторической правде.

Такое же колоссальное впечатление, как и само восстание в романе производит и стрелецкая казнь, знаменующая его завершение. Толстой придает ей огромное символическое значение. Вместе с потоками крови согласно мыслям писателя утекает в прошлое старая эпоха.

Старая русская история заканчивается….. Начинается новая, с европейскими платьями, с состриганием бород, с все возрастающей ролью Кукуй-города (Немецкой слободы), в которой Петр проводит очень много времени.

Поездки туда для него глоток свежего воздуха там он чувствует себя не венценосной особой, а простым человеком, имеющим право вести себя, так как ему хочется, а не как требует этикет. Как верно замечала критика Кукуй-город является кусочком Европы влияние, которой позже распространилось на всю Россию. [1]

Весьма богатым и образным выглядит язык писателя. В отношении оценки его изящества и легкости очень помогает самое начало романа.

Попробуйте внимательно вчитаться в эти строки: Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, — вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик.
Чада прыгали с ноги на ногу, — все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка.
— Дверь, оглашенные! — закричала мать из избы.
Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, — как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала:
— Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, — батя коня запрягает… [2]

Не вдаваясь в подробные описания, автор емкими, яркими штрихами дает нам полноценное представление о русской жизни давно ушедшего столетия. В приведенном выше отрывке не уделяется внимания чертам персонажей и не так подробно говорится о виде их одежды, а между тем благодаря мастерству писателя мы видим их как будто наяву.

Такое поразительное авторское мастерство всемерно характеризует Толстого как талантливейшего рассказчика и художника. Не одна сторона русской жизни не обойдена им в своем романе. Жизнь и быт духовенства крестьянства и купечества в рамках одного либо двух персонажей отражает сущность общественного класса. Сам царь раскрывается с очень разных сторон. Это одновременно и великий государь и просто человек, не лишенный недостатков и пороков, что лишь способствует его сближению с читателем на протяжении чтения романа. Руководствуясь теми же принципами, Толстой рисует перед нами и образы сподвижников царя Александра Меньщикова, Алексея Бровкина и конечно Франца Лефорта. Все они захвачены реформаторскими настроениями царя, а он, почитая их как ближайших друзей, просит их указывать ему на свои ошибки. Это замечательная галерея образов сопровождает читателя, и мы можем живо проследить путь их развития. Ближе к концу романа Петр становится полновесным правителем великого государства, Алексей Бровкин сыном богатого купца, а Алексашка Меньщиков его ближайшим советником. Мораль концовки произведения очевидна: каждый из персонажей нашел свое место в жизни чего автор между строк желает и самому читателю.

К сожалению Толстой, не успел завершить свой гениальный замысел. Последнее что он успел написать была шестая глава третьего тома. Подводя итог разговору о романе, Петр I необходимо заметить, что он является классическим представителем жанра исторического романа без модной сегодня приключенческой составляющей.

Если вы хотите понять, что же такое исторический роман вам следует прочесть именно эту книгу.

[1] А. Тархов «Исторический триптих А.К. Толстого» – М.: Худож. лит.,1982.

[2] Варламов .А.Н. Алексей Толстой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2008