Найти тему
Русский мир.ru

Костромской ряд

Именно Кострома в свое время сделалась своего рода торговой столицей Верхнего Поволжья

Практически в каждом русском городе имеются старинные торговые ряды. У них есть адрес — улица и номер дома. Исключение — Кострома. Там тоже есть торговые ряды, но адреса, в привычном понимании этого слова, они не имеют. Здешние ряды — не отдельно стоящее здание, а целый город в самом центре Костромы. На карте города мы видим улицу Красные ряды, улицу Пряничные ряды, улицы Рыбные ряды, улицу Табачные ряды, улицу Мучные ряды. Все это — улицы, которые находятся на территории Костромских рядов. Самое интересное, что все это великолепие функционирует по сей день.

Текст: Алексей Митрофанов, фото: Андрей Семашко

Так уж сложилось, что именно Кострома сделалась своего рода торговой столицей Верхнего Поволжья. Это притом, что рядом, всего лишь в 80 километрах, гораздо более крупный, живой и парадный Ярославль. А может, как раз в этом и дело. Для солидной, неспешной торговли нужна такая же солидная и неспешная, несколько сонная атмосфера. А то, понимаешь, какая торговля, если в городе действует Демидовский лицей — одно из престижнейших высших учебных заведений страны, первый в России театр, чуть ли не каждый день дают балы. Там человек в традиционном купеческом костюме — сапоги бутылками, сюртук, картуз, — пожалуй, вызовет на улице насмешку. В Костроме же он прекрасным образом вписывается в ландшафт. Так и получилось, что в Ярославле развивалась жизнь общественная, а в Костроме — коммерческая, и оба этих города славно друг друга дополняли. Тихое провинциальное счастье.

Вид через Северные ворота Красных рядов на Мелочные ряды
Вид через Северные ворота Красных рядов на Мелочные ряды

РЯД ЗА РЯДОМ

Измерить площадь костромских торговых рядов практически невозможно. Некоторые дома и не знаешь, как назвать — то ли это еще ряды, то ли уже нет. Да что там дома — целые улицы. Строительство этого уникального градостроительного памятника началось в 1775 году, после большого пожара, и продолжается по сей день. Лучше бы уже остановиться, но, пока ряды используются по прямому назначению, это практически невозможно. Впрочем, подавляющая часть строительных работ — не бездумный передел в интересах нынешних торговцев, а вдумчи-вая научная реставрация. Всего — около 20 протяженных корпусов, непохожих один на другой. Фотограф-любитель, попадая в этот невообразимый мир, находит в себе силы выбраться отсюда лишь через несколько часов. Автор образцового проекта — ярославский архитектор Карл фон Клер. В центре — самые масштабные ряды, Большие Мучные и Красные, то есть торгующие "красным", красивым товаром — тканями, книгами, изделиями из кожи и меха. Размеры первых — 163 на 122 метра, а вторых — 160 на 110. Размер лавки стандартный — 7 на 4,5 метра. Это соответствовало одному арочному пролету. На первом этаже велась торговля, в подвале и на втором этаже были оборудованы складские помещения. Там же располагалась обычно и контора.

При возведении торговых рядов удалось успешно решить нешуточную техническую задачу: полностью сохранить церковь Спаса в Рядах. Хотя в то время этот храм ни в коей мере не был историческим памятником — его строительство закончилось в 1766 году.

Вид на юго-восточный угол галереи Красных рядов. Видна колокольня и купола церкви Спаса в Рядах
Вид на юго-восточный угол галереи Красных рядов. Видна колокольня и купола церкви Спаса в Рядах

ХРУСТЫ И ШЫШЛИ

Приемы костромских торговцев часто не соответствовали современным представлениям о торговой этике. Например, чересчур смело действовал здешний магазин под названием "Конфессия". Что означало это слово, разумеется, мало кто из покупателей знал. А торговали здесь штанами. И как торговали!

Окна "Конфессии" были завешены образцами товара. В темное время суток зажигалась слабенькая керосиновая лампа с голубым стеклом. Таким образом, оценить качество товара и днем, и вечером было крайне сложно.

Целевой клиентурой "Конфессии" были растерянные, малообразованные крестьяне, которых в торговых рядах всегда было с избытком. Такого недотепу чуть ли не силой затаскивали в магазин, где сразу же два или три приказчика наскакивали на него с разных сторон и навязчиво совали ему товар. Отказаться было практически невозможно. Если же крестьянину все-таки удавалось выскользнуть из лавки, вся эта компания бросалась за ним следом, хватала за руки и тащила обратно.

Центр города в нулевой отметке с видом на здания пожарной каланчи (слева) и гауптвахты (справа) на Сусанинской площади
Центр города в нулевой отметке с видом на здания пожарной каланчи (слева) и гауптвахты (справа) на Сусанинской площади

Во многих лавочках существовал свой тайный язык, с помощью которого торговцы прекрасно объяснялись между собой, в то время как клиент ничего не понимал. Хозяин, например, хотел сказать приказчику, что можно цену на товар снижать до 5 рублей, но так, чтобы клиент не услышал. "Пяндом хрустов!" — кричал он через весь амбар. И служитель все прекрасно понимал — в отличие от покупателя. Если же надо было срочно соглашаться на предложение клиента, купец кричал: "Шышли салы!" И лавочник сразу останавливал торг.

Один был недостаток у этого метода — некоторые посетители, особенно богатые и из глубинки, думали, что продавцы таким оригинальным образом договариваются ограбить и убить денежного клиента. Такие паникеры убегали, так ничего и не купив.

Гораздо безопаснее была система двойных ценников. На каждой табличке писались крупные цифры — первоначально запрашиваемая сумма, а рядом — мелкий набор букв и цифр. Последние обозначали — в зашифрованном виде, конечно, — цену настоящую, до которой можно было уступать.

С шифром чаще всего не мудрили. Брали какое-нибудь десятибуквенное слово, где первой букве соответствовала цифра 1, второй — 2, третьей — 3 и так далее. Таким образом, если ключом было слово "Представил", то буквы РА-СЛ обозначали сумму 27 рублей 50 копеек...

-5

А мимо торжественной поступью шел, к примеру, специальный курьер из губернаторского дома. Он направлялся в сторону городской больницы, и по бокам у него висели две огромные бутылки из-под водки, на дне каждой из которых плескалась желтоватая жидкость. На первой значилось: "Утренняя моча ея превосходительства госпожи костромской губернаторши", а на второй "Вечерняя моча ея превосходительства госпожи костромской губернаторши".

Что поделаешь, супруга губернатора Шидловского некстати захворала, консилиум докторов распорядился провести лабораторные исследования...

Древний торговый девайс
Древний торговый девайс

У подножия памятника Ивану Сусанину, возвышавшегося над городом в центре площади, прозванной за свою форму "Сковородкой", то и дело устраивали веселые ярмарки. Самой яркой была Федоровская ярмарка. Один из современников писал о ней: "Четырнадцатого марта ежегодно праздновался день Федоровской Божьей Матери, "явленная" икона которой помещалась в кафедральном соборе. В этот день открывалась Федоровская ярмарка. На Сусанинской площади, на "плац-параде" выстраивались легкие балаганы, покрытые от непогоды парусиной, и начинался торг, продолжавшийся несколько дней. Продавалось все для крестьянского хозяйства, вплоть до телег, много дешевой мануфактуры, обуви, фуражек. Обязательно была торговля Лопатина из Ярославля всякими сладостями и дешевыми паточными карамелями; большим спросом пользовался постный сахар, изготовлявшийся для более успешной торговли всех цветов радуги. Большим спросом пользовались всевозможные свистульки, морские жители, опускавшиеся в банках при нажиме пальцем на специальное отверстие, покрытое резиной, а также умирающие черти и тещины языки. Все это визжало и свистело в большом количестве, нарушая великопостную тишину. Обычно в это время появлялись первые признаки весны, дороги чернели, днем на солнце немного таяло, прилетали жаворонки, в честь которых пекли их изображения в виде пряников с глазками из изюма. Вероятно, этот писк и шум был связан с далеким прошлым язычеством, отмечавшим радостное проявление первых шагов весны. А впоследствии христианство приспособило это к своим праздникам; аналогичное явление наблюдалось в Москве на Вербном базаре на Красной площади. Но вот ярмарка кончалась, балаганы разбирались, площадь пустела, оставляя до лета кучи грязи и шелухи от семечек, истреблявшихся в огромном количестве, исчезали свистульки и тещины языки, и снова воцарялась тишина. Только раздавался заунывный звон многочисленных церквей, призывавший верующих на великопостные вечерни и всенощные с чтением ирмосов, коленопреклонением при чтении молитвы Ефрема Сирина "Господи Владыко живота моего", и тянулись богомольные фигуры в черных одеждах по своим приходам. И так продолжалось до самой Пасхи".

Старинное название улицы, по которой от волжской пристани поднимались товары в ряды
Старинное название улицы, по которой от волжской пристани поднимались товары в ряды

КУПЕЧЕСКИЕ НРАВЫ

"Ехавши утром в лавку, я обогнал одну даму, идущую по тротуару, очень прилично одетую и недурную собою, но так как она мне показалась новая личность, то ею заинтересовался. После обеда мы поехали в город втроем: я, Миша и Дмитрий Михайлович. Эта дама опять нам встретилась, долго вглядывалась в меня, я намеревался поклониться, но незнакомой даме я кланяться не решаюсь, а тем более в кругу своих. Я тотчас же восторгнул любопытством, кто она, и находчивость Миши решила мне, что это жена Игната Петровича Дружинина; видевши я ее раз в день брака, не мог запомнить хорошо, но только она мне показалась очень красивою".

Этот юноша с манерами застенчивого гимназиста — костромской купец Иван Михайлович Чумаков. В сравнении с жизнью столичной здесь все сокровенно и трепетно. Незнакомкам не кланяются, инициативу в общении не проявляют. Спросят у родственника — кто такая? И все, на этом успокаиваются, замужних дам смущать не станут. Снова к амбарным книгам, счетам и безменам.

Бывшая чайная Общества трезвости и коммерческая биржа
Бывшая чайная Общества трезвости и коммерческая биржа

Показательна история, происшедшая с гостинодворским купцом Галаниным. Однажды после особенно выгодной сделки он поехал в ресторан — обмыть ее. Настроение было хорошее, познакомился с двумя девицами, заказывал шампанское и апельсины — кутил. А девицы утащили у купца бумажник, а в нем — 2 тысячи рублей. Через несколько дней тех девиц повязали — они сами расхвастались, деньги показывали. Так Галанин, когда ему сообщили эту радостную новость, отказался признавать девиц. И в ресторане якобы он не был.

Воровок пришлось отпустить, притом со всеми украденными деньгами. Галанин бы и больше заплатил — только чтобы не надо было под присягой да при всем честном народе рассказывать о своих похождениях.

И на улице в рядах тоже идет торговля
И на улице в рядах тоже идет торговля

Тем не менее проявить свою купеческую смекалку, обойти товарища на повороте считалось делом вовсе не зазорным. Вот, например, случай, происшедший со здешним купцом Третьяковым. В 1877 году он прибыл в Нижний Новгород на ярмарку. Зашел в трактир, пьет чай. А за соседним столом два купца обсуждают дела. Дескать, идет война с Турцией, а значит, в ближайшее время медь должна сильно подняться в цене. А тут как раз пришли две баржи с медью с Уральских гор. И эту медь надо б купить по дешевке — пока продавец не узнал про грядущее подорожание.

На этих словах Третьяков вскочил, быстренько расплатился, добежал как мог до пристани, разбудил хозяина тех барж и предложил купить оптом всю медь. Не до конца продрав глаза, хозяин согласился — очень уж выгодной показалась цена. Ударили по рукам, Третьяков дал аванс и, покидая палубу, увидел двух своих соседей по нижегородской чайной. Они степенно приближались к барже, явно предвкушая выгодную сделку. Парочка, разумеется, ушла ни с чем. А Третьяков через несколько месяцев сделался одним из крупнейших в городе домовладельцем.

В антикварном отделе ювелирной лавки
В антикварном отделе ювелирной лавки

* * *

...А вечером все костромское общество перемещалось на городской бульвар.

Здесь обсуждались городские новости. Да и не только городские — политические, светские, даже литературные. Некто Нил Колюпанов так писал о Костроме середины XIX века: "В каждом доме, имеющем претензии на образование, получалась "Библиотека для чтения", книжка которой ожидалась с нетерпением и обходила целый кружок: Сенковский (О.И. Сенковский — ученый-востоковед, журналист, писатель. — Прим. ред.) отлично сумел приноровиться к требованию публики — все в журнале, и беллетристика, и критика, и даже научные статьи — изготовлено было на вкус людей, желающих веселиться. Серьезные журналы вроде "Телескопа", "Телеграфа" и позже "Отечественных записок" мало проникали в провинцию тридцатых и сороковых годов; ими интересовались там "ученые" по профессии или по личному вкусу, но последних было очень мало".

Следовало расслабиться и отдохнуть, набраться впечатлений, чтобы на следующий день, как следует выспавшись на жаркой пуховой перине, вновь приступить к трудам праведным в старом добром амбаре.