Понятие «дисциплина», к сожалению, часто воспринимается как признак жесткой, авторитарной системы воспитания в семье. Как синоним слова «палочное воспитание». Так что все-таки подразумевается под словом «дисциплина»? Дисциплина – это умение ребенка отличать хорошее от плохого, знать границы дозволенного. Очень важно чтобы ребенок осознанно понимал и принимал правила, установленные в обществе, в семье. Конечно эти правила могут отличаться в зависимости от национальных, религиозных особенностей того или иного общества, но общечеловеческие ценности, на которых они базируются, едины для всех видов общества и религий.
Дисциплина, как правило, подразумевает наказание за плохое поведение и поощрение за хорошее. Наказанием для ребенка может служить порицание его проступка со стороны старших членов семьи, лишить его временно каких-то удовольствий и т.д. Наказания за нарушение дисциплины должно быть справедливым и последовательным. Ребёнок должен понимать, что негативные последствия за проступок могут быть применены ко всем без исключения. Это будет способствовать его дальнейшей успешной социализации в жизни. Дисциплина в семье позволяет заранее предотвратить какие-либо негативные явления в поведении ребенка.
Существуют несколько общеизвестных стилей воспитания дисциплины в семье.
Авторитарный стиль воспитания
Родители имеют уже некий образ идеального ребенка и пытаются всеми силами сделать так, чтобы их чадо соответствовало этому идеалу. Если поступки ребенка отклоняются от нормативов идеального ребенка, то следует неминуемое наказание. Родители наказывают ребенка за проступок, не объясняя причину наказания. Они стараются не проявлять в отношении ребенка свое сострадание, называя это мягкотелостью. Ребенок приучается беспрекословно подчиняться, становиться безвольным. В такой семье ребенок растет неуверенным в своих способностях, может затаить обиду на окружающих.
Демократический стиль воспитания
В этой семье родители четко определяют границы дозволенного, меры поощрения или наказания. Ребёнок чувствует любовь родителей, легко адаптируется в любой ситуации, растет уверенным в себе. Он уважительно относится к окружающим, так как видит такое же отношение к себе. Но надо иметь в виду что в идеальном варианте должны присутствовать при таком стиле воспитания некие элементы авторитаризма.
В некоторых случаях не следует чрезмерно обсуждать правильность того или иного решения, а просто требовать однозначного выполнения этого решения. Такие ситуации чаще всего бывают в младшем возрасте, когда ребенок еще не до конца осознал необходимость принимать установленные правила.
Индифферентный стиль воспитания
Для такого вида воспитания характерна большая свобода, которую родители предоставляют детям. Ограничения для детей установлены, но они не всегда контролируются. Нет последствий за плохое поведение. Интересы родителей и детей практически не пересекаются. Родители работают, на детей времени нет. Они декларируют следующее мнение «ребенок должен расти самостоятельным, мы обеспечиваем все их потребности» Ребенок вначале остро ощущает нехватку родительского тепла, внимания к нему. Затем это чувство перерастает в недоверие к всему миру. Ребенок не понимает границы дозволенного, пытается перенести некое пренебрежительное отношение к правилам поведения, принятое у него в семье, на окружающий мир, что естественно негативно сказывается на его дальнейшей социализации и может привести к конфликту с обществом. Поэтому очень важно родителям при воспитании детей найти разумный баланс между добротой и дисциплиной, чтобы доброта не переросла во вседозволенность, а дисциплина в жесткую «муштру».