И пусть заголовок не вводит в заблуждение, всегда важно с какой стороны смотреть на ситуацию.
Все автоматизированные трансмиссии преследуют, казалось бы, одну и туже цель: минимизируют участие человека, дают ему возможность сконцентрировать свое внимание непосредственно на вождении - всего 2 педали, никакой лишней суеты. Но делают они это по-разному.
Рассмотрим конструктивные особенности робота с одним сцеплением, робота с двумя сцеплениями и автоматической трансмиссии.
Робот с одним сцеплением - это та же вальная механическая коробка передач, к которой вместо механизма ручного выбора передач (тяги или тросики) и привода сцепления от ноги водителя пристыковали актуаторы (электромеханические/гидравлические приводы), контролируемые блоком управления. Этот блок на основе сигналов от датчиков и в соответствии с заложенными алгоритмами выбирает, когда и как “выжать” сцепление и переключить передачу.
Но, как бы хорошо не был написан алгоритм, автоматика не всегда может правильно угадать, что ей необходимо сделать - повысить передачу и экономить или “скинуть” вниз и помочь водителю при обгоне. Дорожная ситуация может меняться очень динамично, и эта задумчивость робота, приправленная разрывом потока мощности, сильно портит впечатление от вождения. Такой вариант подойдет расчетливым, аккуратным и опытным водителям, которые привыкли заранее прогнозировать свои действия.
Робот с двумя сцеплениями - во многом более совершенная роботизированная трансмиссия. Здесь уже дело не обошлось только навешиванием актуаторов и электроники на классическую механическую коробку передач - внутренности кардинально иные! Два сцепления (многодисковые фрикционные муфты) расположены соосно и для передачи вращения от одного из сцеплений используется полый вал. Вторичных вала теперь тоже два, каждый из которых отвечает за работу с одним из сцеплений. За перемещение муфт и работу сцеплений теперь отвечает электрогидравлический блок управления, командует которым электроника.
Когда включено одно из сцеплений и одна из передач, на соседнем вторичном валу тоже включена передача, выше или ниже в зависимости от текущего состояния автомобиля, но второе сцепление разомкнуто. Как только блок управления поймет, что пора - замкнутое сцепление начнет плавно размываться, а параллельно с этим - замыкаться второе, с уже заранее включенной передачей. Итог - быстрое последовательное переключение передач вверх и вниз без разрыва потока мощности! Данный вид коробок на фоне всех преимуществ по быстродействию и экономичности имеет и ряд недостатков, главный из которых - быстрый износ пакетов фрикционов при неправильной эксплуатации и преждевременный выход из строя блока мехатроники.
Роботы с одним и двумя сцеплениями хуже всего переносят езду “внатяг” и с малыми скоростями, когда компенсацию недостатка тяги (зависит от “моментной” характеристики ДВС) или избыток скорости вращения ДВС (ограничено холостыми оборотами) приходится реализовывать за счёт буксования сцепления. Если автомобиль часто эксплуатируется в тяжёлых дорожных условиях или вне дорог, а также в городских нескончаемых пробках - роботу нечего противопоставить классической АКП с гидротрансформатором.
АКП с гидротрансформатором - коробка передач абсолютно иной конструкции, построенная из планетарных механизмов, имеющих связь с ДВС через гидротрансформатор.
Именно гидротрансформатор (а изначально гидромуфта) качественно меняет потребительские качества: он служит для передачи и, что самое главное, преобразования (увеличения) крутящего момента от двигателя, исключает ударные нагрузки в трансмиссии и увеличивает плавность хода автомобиля. Такое “волшебство” стало возможным благодаря совместной работе четырех основных компонентов: насоса, реактора, турбины и масла. Конечно, совместная работа гидравлики и сложной механики снижает общий КПД системы, повышает расход топлива, но автопроизводители давно ввели в конструкцию возможность блокировки гидротрансформатора для минимизации его влияния на топливную эффективность. Общая надёжность такой трансмиссии выше чем у робота и приближается к классической механической коробке.
АКП с гидротрансформатором отлично себя зарекомендовал в городской суете и вне дорог, там где важна плавность, стабильность переключений, надежность. Самые мощные и презентабельные легковые автомобили, а также внедорожники всегда оснащаются АКП.
P.S. Подписывайтесь на канал, комментируйте эту статью - это поможет мне понять, на чем стоит остановиться подробнее, какие темы осветить, что Вам, читатели, интересно!