Совокупность данных склоняет, по-видимому, к предположению, что сей загадочный Троян был неизвестным доселе по письменным источникам славянским правителем VI-VII вв.
Троян упоминается в «Слове» четыре раза:
1. «О Бояне, соловiю стараго времени! А бы ты сiа плъкы ущекоталъ…, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы».
2. «Были вҍчи Трояни, минула лҍта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславлича…»
3. «Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дҍвою на землю Трояню…»
4. «На седьмомъ вҍцҍ Трояни връже Всеславъ жребiи… и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго».
О том, кто был сей Троян, есть три основных предположения:
1. Древнеримский император Траян (годы правления – 98-117 н.э.). Обосновал Н.С. Державин. Авторитетный сторонник – Б.А. Рыбаков.
2. Славянский бог Троян. Обосновал А. Болдур. Авторитетный сторонник – Д.С. Лихачёв.
3. Некий славянский (или русский) князь Троян. Обосновал А.Г. Кузьмин. Существенно модифировал автор сего материала.
I
По мнению сторонников первой гипотезы, слава римского императора Траяна среди древних славян была столь велика, что и спустя тысячу лет о нём вспоминали. Траян, напомню, покорил и истребил даков в Южных Карпатах.
«Тропу Трояна» академик Борис Александрович Рыбаков связывал с названием монумента в виде колонны – Tropaeum Traiani – воздвигнутой императором в честь победы над даками [10, c. 351].
Для объяснения, почему события 1068 года случились «на седьмом веку Трояна», Державин ввёл произвольную протяжённость «века» в «Слове» – дюжина дюжин лет, т.е. 144 года [4, c. 46]. Хотя нигде никаким источником такая длительность «века» не фиксируется.
Рыбаков же считал «век» за 110 лет (такая сакральная продолжительность века известна в древнем Риме) и отсчитывал «семь веков» от времени падения римской власти в Карпато-Дунайском регионе.
II
Гипотеза Державина—Рыбакова подверглась обоснованной критике румынского филолога Александра Болдура [1]. Прежде всего, в рамках этой гипотезы осталось без объяснения понятие «земля Трояна».
Далее, нет нужды в привлечении латинского слова tropaeum для этимологии совершенно понятного славянского слова «тропа» как «путь, дорога».
В некоторых древнерусских христианских поучениях Троян назван среди языческих богов, наряду с Дыем, Перуном, Велесом, Хорсом [3, c. 273].
В топонимике как многих славянских стран, так и Румынии, есть множество мест с именем Троян и производными от него.
Болдур показал, что имя Траян не могло перейти из латинского языка в румынский в форме Троян. Оно подверглось бы трансформации и стало передаваться как Трэзын. Корень «троян» был, согласно его лингвистическим аргументам, заимствован в румынский язык из славянских языков. А туда он пришёл из латыни. Таким образом, Троян, согласно гипотезе Болдура, это, исходно, мифологизированный славянами римский император Траян. Но в «Слове о полку Игореве» он выступает уже не исторической личностью, а божеством.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв предположил, в развитие этой гипотезы, что «веками Трояна» автор «Слова» образно назвал века господства языческой религии на Руси, а «седьмой век Трояна», опять же образно, означает последние времена язычества [11, c. 23].
III
Аполлон Григорьевич Кузьмин отверг все эти соображения. По его мнению, само упоминание Трояна в одном ряду с князьями Ярославом и Олегом предполагает, что в данном случае «речь идёт о правителе, а не о божестве» [6, c. 55]. Именно в конкретном случае, так как наличие божества с таким именем не отрицается.
Кузьмин счёл несообразным объяснение «седьмого века Трояна» как «последнего века язычества», никак не связанного с хронологической протяжённостью. Ибо, как он утверждал, «в русской языческой мифологии вообще не обнаруживается следов мистификации числа 7» [6, c. 58].
Итак, по третьей гипотезе речь идёт о конкретном правителе, благодаря которому Русская земля образно прозывается Трояновой землёй, правившим в конкретное время – за семь веков до Всеслава Полоцкого, легендарного и популярного князя-оборотня (про него – отдельный сказ), захватившего власть в Киеве в 1068 году.
Осталось найти, что же это за «век» такой.
Кузьмин писал: «Буквальное значение слова “век” в древности это время жизни человека, предмета, явления» [6, c. 57]. Однако он почему-то отказался следовать своему же указанию и тут же предложил считать «век» реальным человеческим поколением.
Поскольку речь в «Слове» в связи с этим шла о князе полоцком Всеславе, то Кузьмин решил, что Всеслав – седьмое колено от родоначальника русских князей.
Сверившись с генеалогическим древом, получаем, что Троян должен был быть подлинным отцом князя Игоря (гг. правления 912-945) вместо сомнительного Рюрика, который умер, по летописи, ещё в 879 году.
Кузьмин так и предложил называть династию древнерусских князей – не Рюриковичами, а Трояновичами. Ну, Аполлон Григорьевич всю жизнь боролся против норманизма…
IV
Нетрудно заметить, что гипотеза Кузьмина не объясняет эпитета «тропа Трояна». Также она не соответствует предложенному им же определению «века» как полного цикла существования, а не интервала между рождениями двух последовательных человеческих поколений.
Наши выдающиеся филологи Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Николаевич Топоров дали чёткое определение древнерусскому понятию века:
«Сам жизненный цикл, вся протяжённость жизни от рождения до смерти [выделено мною – «Т.И.»] обозначалась у славян словом “vek”… Вместе с тем, слав. “vek”… могло означать некий идеальный пространственно-временной континуум, в котором развёртывается жизнь человека… Ср. постоянно фиксируемые зазоры между должным и реальным в многочисленных выражениях типа русск. “умер до века” (т.е. до положенного срока), “пережить свой век” (т.е. жить сверх положенного срока), “веку наставлять” (т.е. удлинять срок жизни против положенного) и т.п.». [5, c. 90]
Итак, «век», очевидно, употреблён в «Слове о полку Игореве» в значении конкретного хронологического промежутка, обозначавшего обыкновенную продолжительность человеческой жизни.
При этом следует учесть, что никакой статистики о продолжительности жизни и, следовательно, понятия о «средней» продолжительности жизни в те времена не было. «Век» это возраст человека, умирающего в глубокой, преклонной старости.
К сожалению, у нас нет указаний в славянских источниках о продолжительности «века». Может быть, найдётся что-то по соседству?
Да, есть. В «Младшей Эдде», составленной исландцем Снорри Стурлусоном в первой трети XIII века (то есть где-то не более, чем на полстолетия позже «Слова о полку Игореве»), в «Языке поэзии», есть указание:
«Век человечий это восемьдесят» [7, c. 95].
Попробуем воспользоваться им. Отсчитаем 80х6 и 80х7 назад от 1068 года. Получим, что начало «первого века Трояна» приходится на время между 508 и 588 гг. А окончание, соответственно, на 588-668 гг.
Эти сроки хорошо согласуются с вычисленным Болдуром (см. выше) временем заимствования имени Троян из славянских языков в язык романизованного населения нижнего Дуная (язык предков румын) – VI-VII вв.
Кроме того, это время славянских походов на Византию и бурной экспансии славян на Балканский полуостров.
Об это можно очень долго рассказывать. Объясню же ещё только несколько вещей, исходя из последней гипотезы [2].
IV-1. Происхождение имени Троян может быть связано с корнем «три» и сакральной идеей троичности, характерной для индоевропейцев, в частности для славян. Ср.: инд. Тримурти, слав. Триглав, христианский догмат о св. Троице.
IV-2. Превращение антропонима Троян в теоним Троян, вероятно, было вызвано запоминающейся деятельностью исторического Трояна как предводителя части славян в походах на Балканский полуостров (возможно, что не только славян, так как в это же время в Византию вторгаются авары и болгары). Что это имя не отражено в византийских хрониках, объясняется тем, что греки могли не запомнить имена всех варварских вождей.
IV-3. Приняв гипотезу о Трояне как правителе земли, в значительной части совпадающей с территорией позднейшего Древнерусского государства, мы легко объясним именование оборонительных сооружений древности (радиоуглеродные датировки от 150 г. до н.э. до 670 г. н.э. – последняя дата хорошо согласуется с нашими расчётами) на Украине, известных как «змиевы валы», также «трояновыми валами» [9, c. 49].
IV-4. При обилии топонимики с корнем «троян» по всему пространству славянских земель от Балкан до Центральной России, мы можем предположить конкретную пространственную локализацию «тропы Трояна через поля на горы».
В Болгарии на хребте Стара-Планина есть перевал Троян (1523 метра абсолютной высоты), а у его северного подножия – город Троян (в Ловечской области). При движении с Нижнедунайской низменности на Балканский хребет («через поля на горы») и далее в Византию славяне, теоретически, могли двигаться по этой «тропе». На её продолжении, за Балканами, расположен город Пловдив (греч. Филиппополь), а ещё дальше – Салоники (Фессалоника; Солунь др.-рус. летописей).
Солунь являлась одной из целей варварских вторжений в Византию. Впервые славяне и авары осаждали её в 586 году. Затем Фессалоника пережила ещё ряд аваро-славянских нападений в первой четверти VII века, а самым мощным было нашествие аваров и славян в 626 году. Тогда сам Константинополь едва отбился от нападения [8, c. 61-64]. Все эти даты также хорошо согласуются с предположенной мною хронологией «Трояновых веков».
Есть, однако, нюанс. Город Троян, по-видимому, получил такое название не раньше конца XIX века, и по нему был назван перевал. Правда, на месте города существовала древнеримская крепость, основанная ещё в 147 г. н.э. при императоре Антонине Пие. Но она звалась Состра.
Поэтому я не настаиваю на жёсткой привязке «тропы Трояна» именно к этой конкретной дороге. Это может быть обобщающее название любого пути, которым авары и славяне поднимались из придунайских низин на Балканские горы.
***
Итак:
Троян был предводителем неизвестной этнической принадлежности (славянин? тюрк? иранец?), объединившим под своей властью некоторые славянские племена на части территории нынешней Украины (позднейшего Русского государства) и возглавлявший их в каких-то походах на Византию (предположительно, на город Солунь). Жил он в некий промежуток времени между 508 и 668 гг.
Вроде бы всё ясно.
Однако всегда есть место сомнениям.
В последнее время, установив большую роль сказаний о древней Трое в истории раннесредневековой Европы, не исключая Руси, я предполагаю связь имени Троян с Троей. И, соответственно, более глубокие истоки этого имени в «Слове о полку Игореве», а также иное объяснение выражений с этим названием.
Об этом будет, спустя какое-то время, вторая часть данной работы.
Продолжение следует
Примечания
1. Болдур А. Троян «Слова о полку Игореве». // Труды Отдела древнерусской литературы Ин-та литературы АН СССР. – Т. XV. – М.; Л., 1958.
2. Бутаков Я.А. Троян «Слова о полку Игореве» – кем он был? // Портал «История государства». URL: http://statehistory.ru/2785/Troyan-Slova-o-polku-Igoreve---kem-on-byl-/ Дата публикации: 29.03.2012. Дата обращения: 25.09.2018.
3. Головенченко Ф.М. Слово о полку Игореве. – М., 1963.
4. Державин Н.С. Сборник статей и исследований в области славянской мифологии. – М.; Л., 1941. – С. 5-60.
5. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. К истокам славянской социальной терминологии. // Славянское и балканское языкознание. – Вып. 9: Язык в этнокультурном аспекте. – М.: «Наука», 1984. – С. 87-97.
6. Кузьмин А.Г. «Слово о полку Игореве» о начале Русской земли. // «Вопросы истории». – 1969, № 5.
7. Младшая Эдда. – СПб.: «Наука», 2006 (репринт 1970 г.).
8. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. / пер. с англ. – М., 2012.
9. Никонов И.Е. Культуры скифов, сарматов и ранних славян. – Ч. V. – М.: изд-во Университета дружбы народов, 1977.
10. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – Изд. 2-е. – М.: «Наука», 1993.
11. Слово о полку Игореве. – М.; Л., 1950.