Найти тему
Площадь Свободы

Быть ботаном больше не стыдно: спасибо «Теории большого взрыва»

Оглавление

Похоже, мы нашли самый неожиданный формат для слов благодарности авторам сериала, сделавшего науку и гик-культуру неразделимыми.

«Карточка тщеславия»

-2

В конце любой серии «Теории большого взрыва» перед зрителями появляется кадр с небольшим эссе. Автором этих строк неизменно выступает отец-основатель ситкома Чак Лорри. «Карточки тщеславия», как обозначает этот формат сам шоураннер, могут содержать пространные размышления, оторванную от контекста сериала шутливую зарисовку или обращение к телезрителям.

Для примера, такую «карточку тщеславия» Лори выкатил, узнав о существовании пиратского клона «Теории большого взрыва», снятого в Минске.

«Беларусь — маленькая страна, не имеющая выхода к морю и граничащая с Россией, Украиной, Латвией, Литвой и Польшей. Согласно Википедии, значительную часть её экспорта составляют побочные продукты животноводства. Вопрос: в каком же ужасном состоянии находится скот, если всё на что он пригоден, — это фетровые шляпы и клей для обоев?

Но в Беларуси довольно оживлённая телевизионная индустрия. Одним из их последних хитов является сериал о четырёх ботанах, живущих по соседству с красивой светловолосойофицианткой. Персонажей зовут Шелдон, Лёва, Говард, Радж и Наташа. Шоу называется «Теоретики». Каждая серия начинается с быстро сменяющих друг друга коллажей, ведущих нас от доисторических времён к сегодняшнему дню. Вместе с этим, видеоряд сопровождается, наверное, наихудшей поп-музыкой записанной в истории человечества. И в довершение оказывается, что каждая серия — это просто русский перевод «Теории Большого Взрыва».

Когда мы обратили на это внимание юридического отдела «Warner Bros», нам сказали, что практически невозможно засудить их за нарушение авторских прав в Беларуси потому, что канал, обдирающий нас как липку, принадлежит властям государства и управляется ими. Поскольку мне больше не к кому обратиться, я надеюсь, что эту карточку тщеславия прочтут те милые люди, что снимают «Теоретиков», и, терзаемые чувством вины, они сломаются и пришлют нам фетровых шляп. Клей для обоев я уже получал за киргизскую версию «Дармы и Грега»» .

«Карточка восторгания»

-3

Белорусы решили паразитировать на творчестве создателя «Теории большого взрыва» чересчур откровенно. Воровство идей я не поддерживаю, а вот заимствование формата не считаю серьезным преступлением.  

Итак, «карточка тщеславия» Чака Лорри в моем исполнении превращается в  «карточку восторгания». Думаю, с этим небольшим текстом согласится каждый российский поклонник сериала о гиковатых ученых.

Сегодня ночью в эфире телеканала CBS состоялась премьера финального сезона «Теории большого взрыва». Это грустно! История о взрослении ученых-гиков влезла в прайм-тайм американского телевизионного гиганта на долгие 12 лет.

Двадцать миллионов американцев включали телевизор или переключали канал во времена рекордного 9-го сезона. Обязательно нужно учитывать и фанатов «Теории большого взрыва» со всего мира — счёт начинает идти уже на сотни миллионов.

Такой феноменальный успех случился отнюдь не вопреки обстоятельствам. Помог социальный запрос — к середине 2000-х гик-культура перехлестнула через границы магазинов комиксов и фестивалей фантастики на манер цунами. Ситком о веселых буднях ученых и инженеров сначала собрал вокруг себя фанатов гик-культуры, а потом и вовсе начал их воспитывать, став своеобразным субкультурным маркером.

В этом смысле для россиян «Теория большого взрыва» имеет особый терапевтический эффект. Страна вынырнула из хмурых, но ламповых 90-х, где и произошло рождение первой волны отечественных гиков. Массовая культура, хлынувшая на умы постсоветских детей и подростков, стала одним из ключевых факторов, разрушивших систему «свой — чужой» окончательно. Разделение на «гопников», «неформалов» и серость всех остальных кануло в прошлое. Осталась свобода быть таким, каким вздумается. И тут надо отметить ещё одну важную деталь, сделавшую «Теорию большого взрыва» такой важной именно для России, чья наука, откровенно говоря, знавала лучшие времена.

Сериал об ученых из университета Калтех помог определиться с будущим сотням россиян. Они, как и тысячи юных гиков со всего света, стали учеными.

Если лекарство от рака когда-нибудь будет придумано поклонником «Теории большого взрыва», Нобелевскую премию мира можно будет смело отдать создателям приключений Шелдона, Леонарда, Говарда, Раджеша и Пенни.