Именно так называли в своё время Николая Андреевича Савина, а точнее – Жана-Батиста Николя Савéна, бывшего лейтенанта 2-го гусарского полка 3-го корпуса наполеоновской армии. Поверьте, жизнь этого человека заслуживает того, чтобы вы потеряли несколько минут вашего времени и прочитали эту заметку.
Когда в 1812 г. Великая армия Наполеона вторглась в Россию, нашему герою было уже (или всего, кому как нравится) 44 года. Он был ветераном, прошедшим горнило боёв Египта, Испании, Аустерлица, получил немало боевых наград, в их числе высшую воинскую награду Франции – Орден Почётного легиона.
Однажды в Испании Савьен попал в плен к местным партизанам, которые хотели сжечь его живым на костре. Не успели – товарищи по полку выкупили его...
А вот в России, как говорится, «фортуна повернулась к нему задом», хотя он и уцелел в бесконечных сражениях от Немана до Бородино. Он собственными глазами видел пожар Москвы и её разграбление французскими солдатами.
Когда наполеоновская армия с позором стала отступать от Москвы, маршал Ней поручил своему проверенному офицеру охранять обоз с армейской казной (в которой находились и награбленные в России драгоценности). Но при переправе через Березину подпорки моста не выдержали веса неправедно добытого богатства. Мост рухнул, и повозки с золотом очутились в реке.
Вдоволь нахлебавшись водички, Жан-Батист сумел выбраться из ледяной реки на берег. Но здесь его уже поджидали русские казаки, которые бегом погнали его на место сбора военнопленных. Эта пробежка по-сути и спасла ему жизнь – Савен, по крайней мере, согрелся.
Здесь фортуна в очередной раз дала Жану-Батисту шанс. Он попался на глаза атаману Донского казачьего войска Матвей Платову. Разгорячённый и, как всегда, подвыпивший генерал первым делом съездил «нехристю» по морде, а потом приказал напоить пленного офицера водкой (чтобы не замёрз), накормить и отправить в тёплый обоз.
Кстати, потом Платов не раз справлялся о его здоровье. Лично моё мнение: плохой он был, генерал Платов. Нельзя бить французов по мордасам. Не по-европейски это как-то. Не привыкли они к такому обращению. Вот если бы генерал пригласил его к себе на обед, да угостил бы лягушками...
В конце-концов наш герой очутился в городе Саратове. Не Париж, конечно же. Но, с другой стороны, и не Туруханск. Если не дурак – жить можно. Жан-Батист дураком не был: он завёл знакомства среди местного населения, женился на саратовской купчихе (благородное происхождение Савена сыграло в этом деле для родителей будущей жены не последнюю роль).
В 1814 г. когда армия Наполеона была окончательно разбита и он отказался от престола, пленным французам разрешили вернуться на родину. Большинство из них так сделали. Но Жан-Батист решил остаться в России, поскольку на родине его никто не ждал. Семьёй он обзавестись не успел, родители погибли во время Французской революции. Новое правительство платить пенсию ветеранам наполеоновских войн не собиралось, так что в 45 лет жить нужно было начинать с нуля...
И Жан-Батист окончательно обосновался в России. Он переделал свою фамилию на русский лад и стал именоваться Николаем Андреевичем Савиным; получил российское гражданство.
Шиковать не шиковал. Честно зарабатывал себе и своей семье преподаванием в гимназии французского языка. Ровно 60 лет: с 1814-го по 1874-й, уйдя на заслуженную пенсию в 106-летнем возрасте! Одним из его учеников, кстати, был наш известный писатель-публицист Н. Г. Чернышевский.
Никакой националистической дискриминации по отношению к себе Савен не испытывал. Скорее даже наоборот, русские относились к нему с сочувствием. Он частенько получал приглашения на званые обеды в купеческих и дворянских домах, где с удовольствием рассказывал о Наполеоне, которого Савен боготворил. В доме Жана-Батиста даже была небольшая скульптура французского императора и его портрет.
Уже в 1869 г., когда французы отмечали столетие со дня рождения Наполеона, газета «Фигаро» опубликовала на своих страницах статью о судьбе бывшего лейтенанта наполеоновской армии. Французские власти прислали уведомление о назначении Савену пенсии.
По всей стране начался сбор средств на возвращение «последнего солдата наполеоновской армии» на родину. Жан-Батист, которому к тому времени перевалило за 100 лет, возвращаться отказался. По-видимому, своей отчизной он уже считал Россию, которая приняла его весьма благосклонно и где он прожил уже 57 лет...
Окончание статьи можно прочитать здесь.
.................................................
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
● Загадка смерти главного противника Петра Великого
.................................................
Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/
......................................................