Найти тему
Вехи Истории

Лидия Сухаревская: как сложилась судьба народной артистки

Кадр из телеспектакля «Старомодная комедия», 1978 г.
Кадр из телеспектакля «Старомодная комедия», 1978 г.

Лидию Сухаревскую заслуженно причисляют к когорте актеров старой школы, создавших свой собственный театральный язык.

Весь опыт их сознательной жизни, начиная с первых воспоминаний детства, был ценен, прежде всего, как строительный материал при работе над ролью.

Юность и молодость родившейся в 1909 году актрисы пришлись на непростое время, но впоследствии ей удалось «переплавить» впечатления о трудовых буднях и бытовой неустроенности в яркие и сильные образы, сыгранные ею на сцене и в кино.

Родом Сухаревская из глухого уголка Вологодской губернии, откуда в 15-летнем возрасте вместе с матерью переехала в Ленинград.

Во время каникул старшеклассница Лида пыталась подрабатывать – ей довелось попробовать себя в качестве маникюрши, маляра на стройке, табельщицы.

Судьбоносным моментом стало поступление на курсы кройки и шитья – совладать с иголкой и ниткой Сухаревская так и не смогла, зато начала заниматься в открытом при заведении театральном кружке.

Очень скоро руководительница драмкружка рассмотрела талант девочки и убедила в том, что ей необходимо серьезно учиться актерскому мастерству.

Закончив обучение в Ленинградской художественной студии, молодая выпускница успела поработать в передвижном агиттеатре и театре при Радиокомитете.

Но точкой отсчета своей сценической жизни актриса считала момент, когда ее приняли в Ленинградский театр комедии, отобрав из множества претенденток, пробовавшихся на роль в новой постановке пьесы В. Катаева.

Служению этому театру Сухаревская отдала 11 лет, сыграв на его сцене более двух десятков ролей, способствовавших ее артистическому становлению, в том числе, – Элизу Дулитл в «Пигмалионе», Бетти Уайтхауз в «Опасном повороте».

Сухаревская не разделяла взгляда на актера как на добросовестный рупор идей режиссера и драматурга, считая его скорее соавтором создателей спектакля.

Эта позиция заставила ее сменить несколько столичных театров – в поисках единомышленников и новых интересных ролей.

Кадр из телеспектакля «Старомодная комедия», 1978 г.
Кадр из телеспектакля «Старомодная комедия», 1978 г.

Так в ее репертуаре появилась Хизиона из прославленной пьесы Б. Шоу и образ матери из одноименного произведения Чапека.

Первой киноработой Сухаревской стала роль в фильме «Василиса Прекрасная», всего их в ее копилке более 30.

Несмотря на это, актриса отмечала в своих записных книжках, что кинематограф относился к ней без особого интереса – в отличие от театра, который дал ей много больше.

Если в профессиональном плане актриса не чувствовала себя реализовавшейся до конца, то в личной жизни ей повезло значительно сильнее.

Брачный союз со знаменитым Борисом Тениным оказался на удивление долговечным и прочным – актеры прожили вместе более полувека.

Супруги были настолько привязаны друг к другу, что переходили из одного театра в другой только вместе, в точности следуя обету - «в горе и радости, богатстве и бедности».

Это прорастание друг в друга стало залогом успеха «Старомодной комедии», в которой они сыграли главные роли.

Совместных детей у Сухаревской и Тенина не было, свой досуг они посвящали прогулкам и одной общей страсти – чтению.

Борис был известным библиофилом и собирателем книг – в их доме практически все свободное место было занято стеллажами с редкими и коллекционными изданиями, аккуратными подшивками журналов.

Эта великолепная коллекция до сегодняшнего дня продолжает служить людям – согласно завещанию актеров, после их кончины в квартире был обустроен филиал библиотеки, принадлежащей Союзу театральных деятелей.

Не расстававшиеся больше, чем на пару дней, супруги и ушли практически друг за другом – скончавшаяся в 1991 году Сухаревская пережила мужа всего на год. Оба они нашли упокоение на Ваганьковском кладбище.

© Biografia.Ru, 2018 г.