Найти в Дзене

Александр Асмолов. «Дело» Учителей на повестке дня

Директор совхоза им. Ленина, экс-кандидат от КПРФ на выборах президента Павел Грудинин во время пресс-конференции в Хакасии призвал сажать учителей, которые входили в состав избирательных комиссий, где были зафиксированы фальсификации. Потому что самый большой удар по законности и государственности России, по его словам, – фальсификация выборов. Публикуем колонку доктора психологических наук, заслуженного профессора МГУ Александра Асмолова – реакцию на заявление известного политика.

Сон разума рождает чудовищ, небрежение моралью – циничных политиков. Призыв Павла Грудинина к посадкам учителей за фальсификацию на выборах – это прежде всего диагноз как публичных действий самого политика, так и политической среды, которая его пестует.

Кто такой Павел Грудинин? Это талантливый бизнесмен, талантливый политик, талантливый миллиардер и новоявленный «ударник коммунистического труда». По его анамнезу он, безусловно, интеллектуально сохранен, хотя склонен к эпатажу и импульсивному поведению. Поэтому призыв Грудинина к репрессиям среди учителей вряд ли можно списать за счет затмения разума, неконтролируемого речевого потока под влиянием аффекта. Он понимает, что он делает и ради чего делает. Правда, не всегда рефлексирует последствия своих поступков.

Доминирующая мотивация действий Грудинина – это присущая большинству политиков мотивация стремления к власти любой ценой. И тут он далеко не оригинален.

Он как опытный политик не может не осознавать, что сегодняшние выборы – это спектакль под названием «Игры патриотов в царя горы». Горы власти по высоте разные, но игры схожие. В них игроки действуют по циничной формуле «У сильного всегда бессильный виноват!». То, что учителя, директора школ, региональные руководители образования – это безответные статисты, выполняющие установки неважно какой партии, обреченные в силу статуса бюджетников на массовый социальный конформизм и послушание, наш политик знает как никто другой.

Сценарий же превращения учителей в козлов отпущения за любые политические грехи государства весьма стар. А вот выбор меры воздействия, меры пресечения зависит от личных пристрастий политика, его идентификации с тем или иным образцом, тем или иным кумиром для подражания: для Грудинина – со Сталиным.

И отсюда и извлекаются из архивов памяти наследников сталинской стилистики манипуляции те или иные дела врагов народа.

В нашем случае вместо пресловутого «дела врачей», по сути, предлагается шумное «дело учителей».
Это, конечно, исторический плагиат. Но для современных героев политического цинизма, как и для основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы, цель оправдывает любые средства. При этом люди, стремящиеся выставить учителей на всенародное поругание, порой подзабывают, что в жизни личности, как и в истории страны, нередко срабатывает «эффект бумеранга». И кто знает, может, тот, кто поднял меч на наших учителей, тот от него и… опомнится.

Наш комментарий:

Есть такой приемчик – превратить политическую борьбу в кампанию травли определенной группы граждан, которая к этой борьбе не имеет прямого отношения. И умный Павел Грудин воспользовался им крайне неумно. Потому что политическая борьба, в которой он был заметен, объединяет в травле противоборствующие стороны. Борцы сливаются в аморфную массу преследователей. Где, как бы сказал Кант, «все кошки трансцендентально серы», как и мышки, которые становятся их жертвами.
Я вовсе не оправдываю учителей, которые, пусть под самым жестким нажимом, участвовали в производстве «фальшака» на выборах. Но ведь находились среди них и те, кто отказывался идти на сделку с собственной совестью, дорого заплатив за этот отказ. Их не так уж мало. И со стороны оппозиционера было бы и честнее, и умнее заняться защитой этих людей. В том числе, для того, чтобы другие поняли, что, и они, в случае чего, смогут рассчитывать на вмешательство сильной системной оппозиции. А кроме защиты, есть огромное поле деятельности по выявлению и привлечению к ответственности тех, кто раз от разу втягивает учителей в круг фальсификаторов.
В целом, моя позиция по этому вопросу предельно проста, в целом, соответствует общеизвестным конституционным нормам и не раз высказывалась мной на этом сайте. Перед политикой должна быть наглухо захлопнуты школьные двери - в любое время, а не только во время избирательной кампании. Тем более, те, кто работает, практически живет за этими дверьми, должны быть избавлены от необходимости от участия в «борьбе за власть». За исключением тех случаев, когда им приходится выступать в качестве граждан-избирателей.
Еще с советских временем выборы проводились в помещениях школ. Диктовалось это исключительно соображениями удобства для проведения дежурного ритуала. Настолько дежурного, что однажды, кажется, в начале 80-х утратившие бдительность власти испытали неожиданный шок. В одном московском районе Первый секретарь МГК КПСС В.В.Гришин на сугубо формальных выборах в Президиум Верховного СССР набрал всего 40% голосов. Вместо 100 – таких же привычных, как бутерброды с засохшей зубаткой, дешевой красной рыбой в школьном буфете. Сейчас тоже много ритуального и засохшего. Но явку избирателей все-таки обеспечивает не школьная буфетчица. Власть располагает возможностями, чтобы обеспечить ее в других местах и другими силами.

Читать на сайте Владимира Кудрявцева