Сейчас возможно услышим от кого-то укорительное: «Как можно, это же отзывы, они должны быть настоящими». Тсс. По мнению Романа Усова (между прочим, директора веб-студии), 70 % всех отзывов в интернете написаны на заказ. Мы с ним согласны. Поэтому приступим к правилам написания.
Правило 1. Создаем образ
Все люди разные, у каждого своя проблема и своя история. Писать без истории и цели бессмысленно, а значит нужно продумать свой образ. Круто, если у заказчика есть тщательно проработанный портрет его целевой аудитории, оттуда можно и взять образы, просто раздробив их.
Кто сейчас пишет отзыв о кроссовках? Школьник Вася, которому нужен крутой вид и известный бренд? Мама Васи, которая хочет, чтобы у сына ноги не промокали? Папа Васи, который знает, что сын будет играть в них в футбол? Согласитесь, разные образы ставят себе разные цели покупки, поэтому и преимущества будут рассматриваться разные.
Правило 2. Пишем на языке целевой аудитории
У каждого продукта или услуги своя целевая аудитория. Если вы копирайтер, то вам тексты заказывает бизнес или рекламщик. Соответственно, в отзыве от бизнеса будут логичными слова «бюджет», «расчетник», «оригиналы», «закрывашки» и др. А для рекламщика – фразы «конверсия», «CTR», «переходы», «переспам» и т. п.
Для закрепления возьмем смартфон: очень редко реальные люди пишут мобильный телефон, вместо этого будет смартфон, мобильник, телефон. При описании размеров не говорят 250х100х10 мм, скорее скажут, что удобный в руке или сравнят с другой своей моделью.
Правило 3. Влезаем в шкуру автора отзыва
В описании товара от лица женщины (да, мы сами женщины, но гендерные стереотипы не только стереотипы) больше смайлов, описания внешнего вида товара и минимум употребления терминов. А в отзыве от мужчины вы редко встретите цветовые нюансы, никакого иссиня-черного просто черный, нет фуксии есть розовый.
Если вы назвали мужчину Виктором Анатольевичем, так и пишите как Виктор Анатольевич – солидно, по-мужски, авторитетно. А Машуне02 дайте восхититься брендом, цветом, ароматом и т. п.
Правило 4. Учитываем, куда пишем
На Яндекс.Маркете, Tripadvisor, IRecommend и других сайтах с отзывами есть свои требования. Где-то нужно указывать плюсы и минусы, где-то номер заказа и т. п.
Даже если пишете просто для сайта, не поленитесь, посмотрите форму отзыва. Если там есть только поле «Имя», значит пишем имя, если там еще и «Город», про него тоже не забываем. Если в текущих отзывах на сайте есть даты, то и в свои добавьте их. Контент-менеджер не будет читать ваш текст, если вы скажете, что попали на крутую распродажу в честь 23 февраля, он может указать дату и 10 января.
Правило 5. Пишем естественно
Правило 5.1. Люди не роботы. Они ошибаются.
Поэтому ошибки в отзывах не просто желательны, они обязательны. Но не «карова», а недописанное окончание, незакрытый причастный оборот, запятая между подлежащим и сказуемым, несогласованные формы слов и т. п. Есть только два исключения – 1) отзыв от лица компании всегда должен быть грамотным, 2) если на сайте есть модерация отзывов, то отзыв должен быть грамотным.
Правило 5.2. Не бывает 100 % довольных клиентов
Ну одному привезли на 5 минут позже, другому цвет на экране показался другим, третьему курьер не поклонился (шутим)). Обязательно разбавляйте отзывы, если клиент не против, то можно негативом. Но! Клиент должен сам сказать, о каких негативных вещах можно говорить. Например, что парковка неудобная, а они ее как раз расширять планировали. Или скидок давно не было, а они как раз акцию планируют замутить. Мы советуем делать правдоподобные отзывы в соотношении 60-30-10. 60 – положительных (но не приторных), 30 нейтральных (где и ругают, и хвалят), 10 негативных (но обязательно их обработать другими отзывами – «А нам привезли даже раньше», «А у меня цвет оказался даже круче», «А мне поклонился, по имени-отчеству назвал и шарфик подарил»).
Правило 5.3. Отзывы ни о чем тоже должны быть
За них мало кто согласится платить, но если клиент адекватный, то согласится. Эмоции у человека бывают, а еще бывает, что его просто курьер или менеджер попросил оставить отзыв. Вот он и пишет: «Круто!», «Все на высшем уровне, курьер – молодчина!».
Такие отзывы создают фон. Идеальных же отзывов не бывает)
Правило 6. Коммуницируем
Даже в отзывах люди не прочь поболтать и поспорить. Спросите совет, поспорьте с «другим автором», предложите свое решение задачи. А еще отлично заходит, когда вы играете роль «постоянного покупателя» и в разных услугах/товарах пишете от одного и того же лица. Но не переборщите.
Правило 7. Не стандартизируем
Наверно, нужно было это правилом № 1 назвать. Никогда, слышите, никогда не пишите отзывы одинакового объема. Ну не бывает такого в жизни. Как не бывает одинаковой структуры (ну кроме Маркета, Irecommend, ну вы поняли). Ну не могут те самые школьник Вася, Машуня02 и Виктор Анатольевич писать отзывы одного объема и по одной структуре. Если вам так заказали, и прям совсем против отступлений, пойдите на хитрость – один отзыв 100 % от объема, другой 100-10%, третий 100+10%.
Если у вас есть другое мнение или другие правила, поделитесь в комментариях. Будем рады почитать)