Найти в Дзене

Как написать отзыв на заказ. 7 правил

Сейчас возможно услышим от кого-то укорительное: «Как можно, это же отзывы, они должны быть настоящими». Тсс. По мнению Романа Усова (между прочим, директора веб-студии), 70 % всех отзывов в интернете написаны на заказ. Мы с ним согласны. Поэтому приступим к правилам написания. Правило 1. Создаем образ Все люди разные, у каждого своя проблема и своя история. Писать без истории и цели бессмысленно, а значит нужно продумать свой образ. Круто, если у заказчика есть тщательно проработанный портрет его целевой аудитории, оттуда можно и взять образы, просто раздробив их. Кто сейчас пишет отзыв о кроссовках? Школьник Вася, которому нужен крутой вид и известный бренд? Мама Васи, которая хочет, чтобы у сына ноги не промокали? Папа Васи, который знает, что сын будет играть в них в футбол? Согласитесь, разные образы ставят себе разные цели покупки, поэтому и преимущества будут рассматриваться разные. Правило 2. Пишем на языке целевой аудитории У каждого продукта или услуги своя целевая аудитория
Оглавление

Сейчас возможно услышим от кого-то укорительное: «Как можно, это же отзывы, они должны быть настоящими». Тсс. По мнению Романа Усова (между прочим, директора веб-студии), 70 % всех отзывов в интернете написаны на заказ. Мы с ним согласны. Поэтому приступим к правилам написания.

Правило 1. Создаем образ

Все люди разные, у каждого своя проблема и своя история. Писать без истории и цели бессмысленно, а значит нужно продумать свой образ. Круто, если у заказчика есть тщательно проработанный портрет его целевой аудитории, оттуда можно и взять образы, просто раздробив их.

Кто сейчас пишет отзыв о кроссовках? Школьник Вася, которому нужен крутой вид и известный бренд? Мама Васи, которая хочет, чтобы у сына ноги не промокали? Папа Васи, который знает, что сын будет играть в них в футбол? Согласитесь, разные образы ставят себе разные цели покупки, поэтому и преимущества будут рассматриваться разные.

Здесь 2 одинаковых отзыва от "разных" людей. Хорошо хоть, что обе - женщины, а не как в следующем примере.
Здесь 2 одинаковых отзыва от "разных" людей. Хорошо хоть, что обе - женщины, а не как в следующем примере.

Правило 2. Пишем на языке целевой аудитории

У каждого продукта или услуги своя целевая аудитория. Если вы копирайтер, то вам тексты заказывает бизнес или рекламщик. Соответственно, в отзыве от бизнеса будут логичными слова «бюджет», «расчетник», «оригиналы», «закрывашки» и др. А для рекламщика – фразы «конверсия», «CTR», «переходы», «переспам» и т. п.

Для закрепления возьмем смартфон: очень редко реальные люди пишут мобильный телефон, вместо этого будет смартфон, мобильник, телефон. При описании размеров не говорят 250х100х10 мм, скорее скажут, что удобный в руке или сравнят с другой своей моделью.

Правило 3. Влезаем в шкуру автора отзыва

В описании товара от лица женщины (да, мы сами женщины, но гендерные стереотипы не только стереотипы) больше смайлов, описания внешнего вида товара и минимум употребления терминов. А в отзыве от мужчины вы редко встретите цветовые нюансы, никакого иссиня-черного просто черный, нет фуксии есть розовый.

Если вы назвали мужчину Виктором Анатольевичем, так и пишите как Виктор Анатольевич – солидно, по-мужски, авторитетно. А Машуне02 дайте восхититься брендом, цветом, ароматом и т. п.

В целом о подгузниках мужчины редко пишут отзывы, но здесь прям видно, что на заказ. Да и автор забылся или забылась, написав "покупала".
В целом о подгузниках мужчины редко пишут отзывы, но здесь прям видно, что на заказ. Да и автор забылся или забылась, написав "покупала".

Правило 4. Учитываем, куда пишем

На Яндекс.Маркете, Tripadvisor, IRecommend и других сайтах с отзывами есть свои требования. Где-то нужно указывать плюсы и минусы, где-то номер заказа и т. п.

Даже если пишете просто для сайта, не поленитесь, посмотрите форму отзыва. Если там есть только поле «Имя», значит пишем имя, если там еще и «Город», про него тоже не забываем. Если в текущих отзывах на сайте есть даты, то и в свои добавьте их. Контент-менеджер не будет читать ваш текст, если вы скажете, что попали на крутую распродажу в честь 23 февраля, он может указать дату и 10 января.

Правило 5. Пишем естественно

Правило 5.1. Люди не роботы. Они ошибаются.

Поэтому ошибки в отзывах не просто желательны, они обязательны. Но не «карова», а недописанное окончание, незакрытый причастный оборот, запятая между подлежащим и сказуемым, несогласованные формы слов и т. п. Есть только два исключения – 1) отзыв от лица компании всегда должен быть грамотным, 2) если на сайте есть модерация отзывов, то отзыв должен быть грамотным.

Ошибаются, но не так. По ходу, ради начальника отдела пришлось и пол поменять. А еще и начать тупить - я начальник отдела, но пойду-ка я приму участие в конкурсе на должность начальника отдела, вдруг выиграю:)
Ошибаются, но не так. По ходу, ради начальника отдела пришлось и пол поменять. А еще и начать тупить - я начальник отдела, но пойду-ка я приму участие в конкурсе на должность начальника отдела, вдруг выиграю:)

Правило 5.2. Не бывает 100 % довольных клиентов

Ну одному привезли на 5 минут позже, другому цвет на экране показался другим, третьему курьер не поклонился (шутим)). Обязательно разбавляйте отзывы, если клиент не против, то можно негативом. Но! Клиент должен сам сказать, о каких негативных вещах можно говорить. Например, что парковка неудобная, а они ее как раз расширять планировали. Или скидок давно не было, а они как раз акцию планируют замутить. Мы советуем делать правдоподобные отзывы в соотношении 60-30-10. 60 – положительных (но не приторных), 30 нейтральных (где и ругают, и хвалят), 10 негативных (но обязательно их обработать другими отзывами – «А нам привезли даже раньше», «А у меня цвет оказался даже круче», «А мне поклонился, по имени-отчеству назвал и шарфик подарил»).

Правило 5.3. Отзывы ни о чем тоже должны быть

За них мало кто согласится платить, но если клиент адекватный, то согласится. Эмоции у человека бывают, а еще бывает, что его просто курьер или менеджер попросил оставить отзыв. Вот он и пишет: «Круто!», «Все на высшем уровне, курьер – молодчина!».

Такие отзывы создают фон. Идеальных же отзывов не бывает)

Правило 6. Коммуницируем

Даже в отзывах люди не прочь поболтать и поспорить. Спросите совет, поспорьте с «другим автором», предложите свое решение задачи. А еще отлично заходит, когда вы играете роль «постоянного покупателя» и в разных услугах/товарах пишете от одного и того же лица. Но не переборщите.

Как видите, Андрей уточняет важный ему вопрос, его отзыв настоящий
Как видите, Андрей уточняет важный ему вопрос, его отзыв настоящий

Правило 7. Не стандартизируем

Наверно, нужно было это правилом № 1 назвать. Никогда, слышите, никогда не пишите отзывы одинакового объема. Ну не бывает такого в жизни. Как не бывает одинаковой структуры (ну кроме Маркета, Irecommend, ну вы поняли). Ну не могут те самые школьник Вася, Машуня02 и Виктор Анатольевич писать отзывы одного объема и по одной структуре. Если вам так заказали, и прям совсем против отступлений, пойдите на хитрость – один отзыв 100 % от объема, другой 100-10%, третий 100+10%.

Если у вас есть другое мнение или другие правила, поделитесь в комментариях. Будем рады почитать)