В Пензенской области из бюджета выделили 800 тыс. рублей на реабилитацию 10 наркозависимых. Святое дело – больным помогать. Но жителей Пензенской области это напрягло.
Одних - из-за жизненных установок («зачем вообще лечить наркозависимых, они вовлекают в употребление молодежь»). Других – из-за знания арифметики: деньги выделены на реабилитацию 10 наркозависимых (80 тысяч на человека), в то время как бюджет спортшколы в области - 2500 рублей в год на одного учащегося. Третьих напрягает невозможность включить в эту «счастливую десятку» своих родственников (подозревают, что на эти деньги по блату будут реабилитировать родственников).
Лечить наркоманию сложно, лучше других это знают люди, сумевшие отказаться от употребления наркотиков. Такие, как Наталья.
Слово экспертам
По мнению Натальи, инфраструктура для лечения и реабилитации в России выстроена: есть медицинская реабилитация, есть группы взаимопомощи и реабилитационные центры. Но до уровня, например, работы реабилитационных центров «МОНАР» в Польше нам еще плыть да плыть.
И плывём. Наши эксперты знают реабилитационные центры, уже много лет работающих в Пензенской области (около десяти) и их сотрудников. Об организации, которой областной бюджет «отстегнул» 800 000 «на реабилитацию» они не знают ничего.
Я тоже не слышал о «Школе независимости», внезапно облеченной доверием пензенских властей. Да это и не мудрено: организация была зарегистрирована в январе 2018 года.
Нисколько не удивляюсь тому, что столь юная НКО стала благополучателем – то же самое произошло и с федеральными трансфертами на профилактику ВИЧ в прошлом году. Формально все гладко: даже для получения президентских грантов НКО достаточно быть зарегистрированной более 6 месяцев и хоть что-то делать (шарики, например, на площади в небо запустить, или организовать флешмоб).
А вот с точки зрения достижения результата (при отсутствии у НКО кадров и опыта для проведения реабилитационной работы), выделение средств выглядит очень странно. Согласитесь, что заниматься реабилитацией - это не надписи на стенах замазывать и не бутафорские шприцы на площади Ленина сжигать.
В лучшем случае эта практика свидетельствует об имитационном характере мероприятий с густым запашком коррупции.
По мнению Натальи, реабилитационные центры «со стажем» могли бы претендовать на получение средств и провести реабилитацию наркозависимых – если бы знали об этом. Судя по публикациям в СМИ выделение средств проводилось в рамках конкурсных процедур. Но конкурс этот в СМИ никак не анонсировался.
Ну, да ладно, попилили деньги… Не впервой, был бы результат. Любой конкурс должен предусматривать наличие в заявке на получение государственных средств механизма мониторинга и оценки реализуемых проектов. Как будет оцениваться эффективность проведенной реабилитации? И будет ли она вообще оценена?
800 тысяч на десятерых: много или мало?
Наши эксперты среди широкого круга знакомы потребителей наркотиков знают всего человек двадцать, кому удалось достичь длительной ремиссии, отказаться от потребления наркотиков. Это – очень мало, если учитывать широту их контактов. Важно то, что все эти 20 человек прекратили потребления без участия государственной наркологии и реабилитационных центров.
Какой результат для полуторамиллионной области даст проведение реабилитации 10 наркозависимых из нескольких тысяч? Даже если эффективность этой реабилитации будет 100%, то для лечения хотя бы 500 человек одному реабилитационному центру потребуется 4000000 рублей и 50 лет.
Можно справиться и за 5 лет: для этого нужно увеличить «пропускную способность» единственного реабилитационного центра до 100 человек, или увеличить количество реабилитационных центров до 50. Это - фантастика: реабилитационные центры на пустом месте не создашь, их «пропускную способность» не увеличишь. Бессмысленная трата денег.
Будет ли дана оценка эффективности использования бюджетных средств в рамках этого имитационного проекта? Не думаю, это сейчас не в моде.
Более того, Госдума приняла эпохальное решения: теперь НКО, имеющие статус «иностранного агента» не могут заниматься антикоррупционной экспертизой. Вероятно, чтобы никто не мешал воровать. Следующий шаг еще более предсказуем: на все НКО, занимающиеся анализом эффективности проектов и программ, будут причисляться к «иностранным агентам».
Путь наш во мраке
С 90-х годов прошлого века наркосцена в России претерпела качественные изменения. Каждый новый доминирующий на наркосцене наркотик был более тяжелым и причинял больший вред, чем предыдущий. Новый наркотик появлялся на наркосцене в результате борьбы «силовиков» с предыдущим доминирующим наркотиком. Спрос на наркотики также снизить не удается.
Ситуация вновь становится критической. Не случайно чиновники высокого уровня разных ведомств (В.Покровский, А.Рудый - https://www.youtube.com/watch?v=ahIuq0cvbJU) говорят о необходимости широкого внедрения программ снижения вреда, включая заместительную терапию. Глупо десятилетиями делать одно и то же, игнорируя опыт других стран и надеясь на получение качественно иных результатов.
В условиях отсутствия адекватной профилактики выросло новое поколение потенциальных наркозависимых. Это – верный признак того, что нас ожидает рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией за счет инъекционной и половой передачи вируса. А также в результате препятствий, создаваемых государством на пути современных и эффективных технологий противодействия эпидемии.