Найти тему
Корнет Сфумато

Художника обидеть может каждый. Но не без последствий. Художники-дуэлянты. Часть I.

«Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.»

-Дуэльный кодекс Дурасова

Безответственность за свои слова в наше время формирует совершенно уникальный информационный фон. Оскорбления даже среди художников не только стали нормой, но и порой средством конкурентной борьбы. А с развитием массовых коммуникаций всё это становится ещё и достоянием общественности. Начнёшь разбираться в судебном порядке — и времени писать не останется… А раньше всё было проще.

Итак — известные дуэли, в которых так или иначе участвовали художники.

Караваджо против Рануччо Томассони

Микеланджело Меризи Де Караваджо, судя по дошедшим до нас источникам, всегда отличался буйным нравом и излишним азартом. Он заступался за своих друзей, рискуя жизнью, и вообще любил ввязываться во всякие авантюры. Рануччо был благородным джентльменом и давним другом Караваджо.

По свидетельствам, приятели не ладили около семи лет. И вот 28-го мая 1606 года они встретились за игрой в теннис. Игра была нешуточная — молодые люди начали колотить друг друга теннисными ракетками. Перепалка переросла в дуэль. А дуэль переросла в кровавую баню. С каждой стороны было по четыре человека. Исход был предрешён — на стороне Караваджо сражался капитан крепости Святого ангела в Риме. Рануччо пал в битве, Караваджо получил незначительное ранение. Капитана тоже ранили и позднее посадили в тюрьму. Художник, как известно, подался в бега, так как дуэли на территории Папской области были вне закона и строго карались — вплоть до смертной казни.

По каким причинам произошло сие событие, до сих пор не совсем понятно. По некоторым данным Караваджо взбесился из-за игры: они с Томассони играли на деньги. По другим данным всё изначально было сфабриковано и подстроено, так как причина их давней вражды скорее всего крылась в неких денежных отношениях: вероятно, художник просто должен был денег и решил, что, коль не станет кредитора, не станет и проблемы.

Караваджо
Караваджо
Караваджо
Караваджо

Миямото Мусаси против Сасаки Кодзиро

С началом 17-го века в Японию пришла стабильность — закончились наконец-то многочисленные междоусобные войны. А как известно, стабильность для обычного населения — это счастье и веселье, а для профессиональных воинов — трагедия. Не все смогли перековать мечи на орала. А некоторым самураям они и вовсе были не нужны — они могли убить просто палкой…

Вообще нашего героя звали Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин, но в историю он вошёл как Миямото Мусаси — легендарный воин, поэт и художник. В дуэлях он участвовал с детства — перебил кучу народу. А так как в родных местах народ начал кончаться по понятной причине, Миямото подростком отправился в Большое путешествие. Мир познать, так сказать, да людей ещё поубивать. Он в совершенстве владел стилем двух мечей Нитэн Рю, да что уж там — стал основоположником школы. Но Сасаки тоже парень не промах — к моменту поединка он участвовал в более чем 60-ти дуэлях, и ни одной не проиграл. У него был именной меч «Монохоши Зао», чуть более длинный и утяжелённый — настоящее произведение искусства. Короче, завалить такого молодца было крайне почётно. Ну, Миямото и отправил вызов…

Итак, дата — 13 апреля 1612 года. Место — остров в проливе между Хонсю и Кюсю. Сасаки при параде и готов наказать выскочку Миямото. Ииии… Миямото не пришёл. Секунданты были крайне огорчены — они-то уж надеялись стать свидетелями легендарной дуэли… Но на всякий случай проверили дом, где ночевал Мусаси. Запах перегара опалил их лёгкие. Миямото разбудили, тот хлебнул воды из таза для умывания, и не понимая, чего все такие злые, сел в лодку. Лодочник намекнул, что «милсдарь, а у вас меч-то один всего, да и тот размерами не вышел». Миямото прищурил глаз, взглянул на пояс и убедился, что там висит только короткий вакидзаси. Почесав затылок, он взял одно весло и этим вакидзаси выстрогал себе деревянный меч боккэн. Когда поединок начался, Сасаки, выйдя из равновесия, ринулся на Миямото в боевом выпаде, но тот увернулся и огрел Кодзиро по голове веслом. Меч Сасаки вылетел из рук и ранил Мусаси. Но это не спасло Кодзиро — Миямото уже ломал ему рёбра деревяшкой… Короче, Сасаки оправдал не совсем приличное для русского уха звучание своего имени. Миямото же, расстроившись, что всё вышло как-то не слишком эпично, сел в лодку и уплыл. Его страсть к поединкам остыла, зато загорелась страсть к поэзии и традиционной японской живописи.

Мусаси
Мусаси
Атопортрет
Атопортрет

Скоро будет часть вторая.