Иван Никитович Кожедуб – прославленный лётчик-ас Великой Отечественной, трижды Герой Советского Союза. На его счету 62 сбитых самолёта противника – больше всех среди лётчиков антигитлеровской коалиции. Хотя на самом деле воздушных побед у него было несколько больше. Но обо всём по порядку...
На фронт Иван Никитович попал лишь весной 1943 г. И первый же воздушный бой едва не стал для него последним. Сначала его самолёт был прострелен пулемётной очередью немецкого истребителя. А когда он на повреждённом самолёте возвращался на аэродром, то был по ошибке обстрелян уже советскими зенитчиками. Посадить машину Кожедубу удалось лишь чудом, но ремонту она уже не подлежала.
Зато в дальнейшем Ивану Никитовичу везло необычайно. За всю войну он не получил ни царапины и ни разу не потерял в бою свой самолёт (его сбивали, но Кожедубу всегда удавалось посадить машину). В феврале 1944 г. ему в первый раз присваивают звание Героя Советского Союза, а всего через полгода он удостаивается этого звания во второй раз. До самого конца войны он будет летать на истребителе Ла-7 под бортовым номером 27.
…................................................
Уже в самом конце Второй мировой войны, когда победа сил антигитлеровской коалиции уже ни у кого не вызывала сомнений, участились инциденты с американскими лётчиками, которые совершали ничем не спровоцированные нападения на самолёты советских ВВС. «Посчастливилось» столкнуться с ними и Ивану Кожедубу...
17 апреля 1945 г. Иван Никитович во время воздушного патрулирования встретил группу американских бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость», которых собирались атаковать немецкие истребители. Кожедуб несколькими очередями сумел обратить в бегство немецкие самолёты, но тут же сам был атакован уже американскими истребителями P-51 «Мустанг», которые сопровождали свои бомбардировщики.
«Стрелять? По мне?! – вспоминал Кожедуб уже после окончания войны. – Я перевернулся и выпустил очередь по ближайшему американскому самолёту. Тот сильно задымил и стал терять высоту. Выполнив разворот, я атаковал очередной американский истребитель. Следующая очередь была ещё удачней – самолёт взорвался прямо в воздухе».
Но когда бой закончился, настроение у Кожедуба резко упало. Ведь он сбил американцев, которые были нашими союзниками. Но всё обошлось. Подбитый им «Мустанг» приземлился на территории, занятой нашими войсками. И когда американского пилота спросили, кто его подбил, тот ответил, что это был немецкий «Фокке-Вульф».
«Скорее всего, – вспоминал Иван Никитович, – американец говорил правду: не научились они ещё в то время хорошо различать самолёты. А когда проявили плёнки фотокинопулемёта, то все эпизоды боя оказались зафиксированы на них очень чётко. Павел Чупиков, наш командир полка, отдал мне эти плёнки со словами: «Забери их себе, Иван. И не показывай никому».
Понятно, что в официальный список побед Кожедуба эти два американских самолёта не вошли. Иначе не избежать бы международного скандала. А командир дивизии генерал Савицкий даже пошутил: «Эти победы – в счёт будущей войны».
Ещё один бой советского аса с союзниками произошёл в самом начале мая 1945 г. В этот день эскадрилья американских бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость» без всякого предупреждения вторглась в воздушное пространство, контролируемое советскими войсками. Американцы не отвечали на радиозапросы и игнорировали предупредительные выстрелы со стороны советских истребителей. Пришлось вступать в настоящий бой, в котором Иван Кожедуб уничтожил три самолёта нарушителей. Понятно, что и эти победы ему не засчитали.
Свою третью Звезду Героя СССР Иван Никитович получил уже после окончания войны, в августе 1945 г. Как многие считают – именно за эффективные действия против авиации союзников...
….......................................
Ну а шутка генерала Савицкого насчёт того, что победы Кожедуба над американцами будут зачтены «в счёт будущей войны» оказалась в каком-то смысле пророческой. Вторая половина XX века характеризовалась усложнением американо-советских отношений и вооружёнными конфликтами во Вьетнаме и Корее.
Во время войны в Корее (1950-53 гг.) полковник Кожедуб командовал авиадивизией, личный состав которой вполне успешно противостоял американским лётчикам. Самому Ивану Никитовичу было категорически запрещено лично участвовать в боях. Но, по некоторым сведениям, он не раз поднимался в воздух и лично сбил ещё 17 американских самолётов. Но это уже, как говорится, совсем другая история...
Вам может быть также интересно:
Как советский лётчик-ас А. Покрышкин сбил советский же бомбардировщик...
…......................................
Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/