Найти тему
Смотри.

Образ средневековой Руси в фильме Андрея Тарковского “Страсти по Андрею”.

«Андрей Рублёв» – является одной из самых значительных картин отечественного кинематографа шестидесятых годов.

При создании сценария Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский прежде всего ориентировались на представление в картине проблем, которые связаны с творческой жизнью художника: сомнения, отношения с властью, гордыня, конкуренция и т.д. Осознание этого факта дает нам возможность понять основную проблему фильма. Фигура Андрея Рублева сама по себе мало интересует авторов фильма. Они решили представить его как символический образ творческого человека, гения. И именно поэтому средневековая Русь не представлена в фильме с исторической точки зрения. Она является лишь своеобразной декорацией для создания атмосферы.

-2

Историкам практически ничего не известно о жизни и творчестве Рублева. Именно поэтому у создателей фильма была возможность показать своё видение событий. Но Тарковский и не пытался скрупулезно воссоздать духовную жизнь на Руси 600-летней давности. Он побоялся примитивной стилизации, фальши, подделки под духовность.

-3
«Если бы мы пошли по пути воссоздания живописной традиции, живописного мира тех времён, то возникла бы стилизованная и условная древнерусская действительность… Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, то есть представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал «памятниковой» музейной экзотики… Для того чтобы добиться правды прямого наблюдения - правды, если можно так сказать, «физиологической», - приходилось идти на отступления от правды археологической и этнографической».

Повествование разделено на восемь эпизодов, в которых рассказывается о жизни Руси с 1400 по 1423 год. Все события мы видим через призму восприятия странствующего монаха Рублева. Новеллы в фильме практически никак не связаны по сюжету, но в этих своеобразных “отрывках” складывается общая картина средневековой Руси. Первая глава является метафорой художественного зрения, так называемого “полета мысли”, и напоминает нам миф об Икаре. Но здесь можно увидеть первое несоответствие картины с реальностью, ведь полет воздушного шара в 15 веке – весьма маловероятное событие.
Тарковский очень реалистично и ярко передал зрителю полемику между Андреем Рублевым и его наставником Феофаном Греком. Андрей вступает в спор с искусством Грека и противопоставляет учение византийской школы и глубину русского понимания религии. Именно поэтому в фильме сцена восхождения Христа на Голгофу так сильно отличается от общепринятого восприятия. И режиссер показывает нам русскую зиму вместо палестинской весны, крестьян в простых рубахах вместо жителей Иерусалима и корову, которая сопровождает всю процессию.

-4
-5

Фильм не предполагает изображение биографии Рублева, но все же отдельные эпизоды показывают нам некое подобие его жизни. Тарковский показывает нам эпизоды соперничества, сомнений, странствий Андрея, но самое значительное событие – это “искушение”. На Руси 15 века искушение является иконописцам в виде языческого праздника - ночи под Ивана Купала в деревне. Колдовская ночь, во время которой люди возвращаются к язычеству, и пытаются втянуть в свой праздник Рублева. Но монах стойко выдерживает это испытание, ему удается избежать соблазна. В тот момент он не мог себе представить, что позже нарушит одну из самых главных заповедей и убьет человека. Он сделает это, чтобы защитить блаженную девушку, которая олицетворяет человеческую невинность. После этого Рублев беседует с духом своего, давно умершего наставника, Феофана Грека. Он рассказывает ему о том, что совершил убийство, после этого дает обет молчания и держит его целых 15 лет.

-6

Далее режиссер сосредотачивает все своё внимание на последней, восьмой части. “Колокол” можно назвать апофеозом фильма. Здесь рассказывается о Бориске – молодом парне, которому приходится выдать себя за искусного мастера, знающего тайный секрет колокольного литья, чтобы спасти себе жизнь. Позже он обнаруживает, что этот процесс и вправду не чужд его способностям. Мальчик внезапно возглавляет большую команду людей, при этом испытывая муки совести, ведь ему приходится наказывать тех, кто не выполняет свои обязанности. В установленный срок колокол удается отлить и поднять на временную звонницу для испытаний. Наступает момент, когда язык колокола раскачивают, и, наконец, раздается первый радостный звон – звон воскрешения Руси после татарских набегов. Рублёв, наблюдающий это чудо, решает завершить свой обет и говорит Бориске: “Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать... Какой праздник для людей...”