«Андрей Рублёв» – является одной из самых значительных картин отечественного кинематографа шестидесятых годов.
При создании сценария Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский прежде всего ориентировались на представление в картине проблем, которые связаны с творческой жизнью художника: сомнения, отношения с властью, гордыня, конкуренция и т.д. Осознание этого факта дает нам возможность понять основную проблему фильма. Фигура Андрея Рублева сама по себе мало интересует авторов фильма. Они решили представить его как символический образ творческого человека, гения. И именно поэтому средневековая Русь не представлена в фильме с исторической точки зрения. Она является лишь своеобразной декорацией для создания атмосферы.
Историкам практически ничего не известно о жизни и творчестве Рублева. Именно поэтому у создателей фильма была возможность показать своё видение событий. Но Тарковский и не пытался скрупулезно воссоздать духовную жизнь на Руси 600-летней давности. Он побоялся примитивной стилизации, фальши, подделки под духовность.
«Если бы мы пошли по пути воссоздания живописной традиции, живописного мира тех времён, то возникла бы стилизованная и условная древнерусская действительность… Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, то есть представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал «памятниковой» музейной экзотики… Для того чтобы добиться правды прямого наблюдения - правды, если можно так сказать, «физиологической», - приходилось идти на отступления от правды археологической и этнографической».
Повествование разделено на восемь эпизодов, в которых рассказывается о жизни Руси с 1400 по 1423 год. Все события мы видим через призму восприятия странствующего монаха Рублева. Новеллы в фильме практически никак не связаны по сюжету, но в этих своеобразных “отрывках” складывается общая картина средневековой Руси. Первая глава является метафорой художественного зрения, так называемого “полета мысли”, и напоминает нам миф об Икаре. Но здесь можно увидеть первое несоответствие картины с реальностью, ведь полет воздушного шара в 15 веке – весьма маловероятное событие.
Тарковский очень реалистично и ярко передал зрителю полемику между Андреем Рублевым и его наставником Феофаном Греком. Андрей вступает в спор с искусством Грека и противопоставляет учение византийской школы и глубину русского понимания религии. Именно поэтому в фильме сцена восхождения Христа на Голгофу так сильно отличается от общепринятого восприятия. И режиссер показывает нам русскую зиму вместо палестинской весны, крестьян в простых рубахах вместо жителей Иерусалима и корову, которая сопровождает всю процессию.
Фильм не предполагает изображение биографии Рублева, но все же отдельные эпизоды показывают нам некое подобие его жизни. Тарковский показывает нам эпизоды соперничества, сомнений, странствий Андрея, но самое значительное событие – это “искушение”. На Руси 15 века искушение является иконописцам в виде языческого праздника - ночи под Ивана Купала в деревне. Колдовская ночь, во время которой люди возвращаются к язычеству, и пытаются втянуть в свой праздник Рублева. Но монах стойко выдерживает это испытание, ему удается избежать соблазна. В тот момент он не мог себе представить, что позже нарушит одну из самых главных заповедей и убьет человека. Он сделает это, чтобы защитить блаженную девушку, которая олицетворяет человеческую невинность. После этого Рублев беседует с духом своего, давно умершего наставника, Феофана Грека. Он рассказывает ему о том, что совершил убийство, после этого дает обет молчания и держит его целых 15 лет.
Далее режиссер сосредотачивает все своё внимание на последней, восьмой части. “Колокол” можно назвать апофеозом фильма. Здесь рассказывается о Бориске – молодом парне, которому приходится выдать себя за искусного мастера, знающего тайный секрет колокольного литья, чтобы спасти себе жизнь. Позже он обнаруживает, что этот процесс и вправду не чужд его способностям. Мальчик внезапно возглавляет большую команду людей, при этом испытывая муки совести, ведь ему приходится наказывать тех, кто не выполняет свои обязанности. В установленный срок колокол удается отлить и поднять на временную звонницу для испытаний. Наступает момент, когда язык колокола раскачивают, и, наконец, раздается первый радостный звон – звон воскрешения Руси после татарских набегов. Рублёв, наблюдающий это чудо, решает завершить свой обет и говорит Бориске: “Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать... Какой праздник для людей...”