…Быть может, в древности он был бы мудрецом,
В углу на площади сидел, лохматый, в бочке
И говорил глупцам-прохожим правду
За горсть бобов...
Но современность зла:
Свободных бочек нет,
Сограждане идут своей дорогой,
Бобы подорожали, -
Псы обрастают шерстью,
И надо же кому-нибудь их стричь.
Саша Черный " Собачий парикмахер"
Художники Возрождения и последующих эпох конечно не могли обойти вниманием сюжеты из жизни Диогена. Чаще всего на живописных полотнах мы можем видеть сцену встречи Александра Македонского живущим в пифосе философом, её изображали Тьеполо, Томас Винк, Гаспард де Крайер, Пьер Севин, Иван Тупылев и кто только еще не.
Согласно Плутарху, Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ и не думал этого делать. Тогда Александр сам отправился знакомиться с Диогеном и нашел его в Крании (гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр.
«А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?». Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Everdingen Caesar. Diogenes Seeks a True Man 1652, The Hague, Mauritshuis
Но на картине Эвердингена изображён второй по популярности сюжет о том, как Диоген ходил по Афинам днем с зажженным фонарем и искал человека. Только вот голландский живописец XVII века Цезарь ван Эвердинген видимо тоже был крайне недоволен нравами в родном Харлеме, так что поместил греческого философа в родную художнику среду, дабы заодно обличить и ее пороки. Ход, конечно, не новый, но исполнение в национальном колорите впечатляет — без подписи не сразу угадаешь, о чем речь.