Австрийский Санкт-Валентин - это небольшой фермерский поселок, население которого к началу войны не превышало 2000 жителей. Именно здесь располагался завод «Нибелунгенверке», создавший почти 5000 немецких танков и самоходок.
Мысль о постройке фабрики пришла немецким чиновникам сразу после оккупации Австрии. Steyr-Daimler-Puch в сотрудничестве с министерством вооружений начали строить крупный танковый завод, способный производить до 150 машин в месяц.
«Нибелунгенверке» состоял из девяти цехов, к каждому из которых подходила железнодорожная ветка, рядом с которой находилась площадка для ходовых испытаний машин. С началом войны составы с танками стали не только убывать, но и прибывать – на ремонт и модернизацию.
Масштабное производство началось уже в 1940 – несмотря на то, что не все здания были достроены, а официальное открытие фабрики состоялось лишь в 1942 году. Изначально «Нибелунгенверке» занимался ремонтом и восстановлением средних танков Pz.Kpfw III. Производство танков началось лишь осенью 1941 года и продолжалось до весны 1944-го.
Завод занимался не только производством, но и разработкой машин. Для этих целей тестовый полигон был расширен.
Самым массовым танком, выпускавшимся в Санкт-Валентине был Pz.Kpfw IV. Зимой 1941 года была выпущена первая «четверка», а до лета 1942 года создали лишь 15 машин. Но со временем масштабы производства нарастили, и в 1944 году был поставлен «рекорд» – 2809 танков.
«Тигры» Фердинанда Порше
В марте 1942 года в Санкт-Валентине было построено первое шасси опытного «Тигра» конструкции Фердинанда Порше (VK 45.01 P). Несмотря на то, что министерство вооружений еще не приняло решения о новом тяжелом танке, любимец Гитлера был уверен, что выберут его танк. Последний, к слову, после визита завода вдохновился новинкой, и приказал выпускать 200 «Тигров» Порше ежемесячно.
Но последующие испытания танка оказались неутешительными. На заводском полигоне новый танк продемонстрировал ходовые качества, уступающие даже «старичку» Pz.Kpfw IV! По этой причине от танков отказались – но ведь не переплавлять же 90 уже собранных корпусов! Зимой 1942 года в сотрудничестве с фирмой Alkett началось проектирование истребителя танков Ferdinand на шасси неудавшихся «Тигров». К февралю следующего года удалось поставить 15 самоходок, а на следующий месяц выпуск хотели нарастить до 35 машин ежемесячно.
Но реальность оказалась иной. Уже в марте 1943 года производство осложнилось. Проблема была в двигателях. Изначально VK 45.01(P) оснащались мотором конструкции Порше, но их серийное производство не наладили, что потребовало переделать будущие «Фердинанды» под двигатели «Майбах» - с трудоемкой реконструкцией системы охлаждения. По этой причине в начале весны удалось выпустить лишь 20 САУ.
Задержка вызвала волнение в самых высоких кругах, и в течении месяца «Нибелунгенверке» посетил министр вооружений Альберт Шпеер и генерал-полковник Хайнц Гудериан. Завод, обласканный вниманием высших лиц, получил больше ресурсов и квалифицированных рабочих, что позволило повысить масштабы производства. Так, до лета 1943 года последнее шасси VK 45.01 (P) было превращено в «Фердинанд».
"Охотничий Тигр"
В третьем квартале 1944 года началась отладка серийного производства самой тяжелой САУ в истории – Jagdtiger. Ее выпуск планировался раньше, но проблемы с надежностью мотора и трансмиссии (которые до конца так и не решили) вызвали отсрочку. Наряду с «Фердинандом», который к тому времени переименовали в Elephant, «Jagdtiger» стал вторым проектом тяжелой машины на «Нибелунгенверке». В третьем квартале 1944 года было создано 12 «Ягдтигров», а наибольший месячный выпуск составил 20 САУ - в декабре того же года.
Тем не менее, производственные трудности начались еще до начала производства Jagdtiger. Критичной стала нехватка топлива, в связи с которой с «Нибелунгверке» изъяли весь грузовой транспорт. Позже к ним добавились союзные бомбардировки. Изначально они не достигали фабрики в Санкт-Валентине, но потеря смежных производств привела к недостатку подшипников и деталей трансмиссии. Вопреки этому, летом 1944 года объемы производства превысили запланированные, и из ворот «Нибелунгенверке» вышло 287 танков Pz.Kpfw IV.
В октябре 1944 года бомбардировки затронули и “кузницу Фердинандов» - большинство цехов было разрушено, но производство продолжалось в уцелевших зданиях и мобильных мастерских. За последний квартал удалось выпустить 339 «четверок» и 48 «Ягдтигров». А до весны 1945 года создали еще 506 Pz.Kpfw IV и 26 «Ягдтигров»
Кто меч производит, то от него и падет
В марте 1945 года завод значительно сократил производство, перейдя на ремонт танков армейской группы «Ostmark». Параллельно было создано лишь три самоходки и некоторое количество шасси в разной степени готовности. А восьмого апреля 1945 года на территорию «Нибелунгенверке» зашли части Красной Армии.
Можно долго спорить об этической составляющей: мол, больше виноват тот, кто использует орудие, или тот, кто его создал? А как быть с подневольным трудом? Уже в 1940 году в отчетах жандармов встречались упоминания об отказе от работы и самовольных побегах с территории завода. Основные причины недовольства – недостаток питания и переработки.
Более того, на особо тяжелых работах были задействованы пленные. А в 1944 году для работ привлекались пленные из лагеря «Маутхаузен», львиную долю которых составляли граждане СССР.
Сегодня бывший «Нибелунгенверке» является собственностью компании Magna, и занимается сборкой кабин для сельскохозяйственной техники. Тестирование тракторов, что примечательно, происходит там, где когда-то испытывали смертоносные «Ягдтигры» и «Фердинанды».
Спасибо за внимание! По ссылке ниже можно ознакомится с более подробным материалом о самом известном продукте фабрики в Санкт-Валентине - истребителе танков Jagdtider:
САУ Jagdtiger - большой провал? Часть-1
Jagdtiger: колосс на глиняных ногах. Часть-2
Jagdtiger в последних боях Второй мировой. Часть-3