Найти тему
Мария Григорян

Как не нанести ребенку психологическую травму?

Оглавление

В нынешнем подходе к воспитанию детей, безусловно, заметна положительная динамика. Наступило время, когда мы, взрослые, все больше замечаем и уважаем детей, начинаем видеть в них личность, перестаем их унижать и подчинять. Мы задумываемся об этом, наблюдаем за собой и за своим поведением, выбираем способы взаимодействия с детьми. И это – прекрасная тенденция.

Однако, в ней есть и довольно опасное течение, которое приводит к печальному результату. Я говорю о том, что родители, которые теперь прекрасно знают о страшных психологических травмах, искренне считают, что дети не должны, например, расстраиваться.

Родители начинают пугаться любых детских переживаний, слез, а уж тем более истерик. И как следствие, ни в чем детям не отказывают, исполняя любые их пожелания. А вседозволенность, к которой приводит стремление оградить детей от всех невзгод, очень опасна для будущего этих самых детей.

Если ребенку позволено все, то он сам, получается, несет ответственность за свои действия, за свои поступки, за свои решения, по сути - за свою жизнь. Это совершенно непосильный груз для ребенка, и такая ранняя ответственность крайне болезненно аукается, спустя годы.

На разных этапах своего развития, ребенок обладает разным самоощущением. В первые годы ребенок эгоцентричен, и это совершенно естественно для малыша. Но он регулярно встречается с тем, что в мире есть ограничения, которые, оказывается, важно признавать и с которыми необходимо считаться. Мама – первый человек, который показывает ему эти ограничения. Она разными способами сообщает ему, что у нее есть свои желания, которые могут отличаться от желаний ребенка. Если же этого не происходит, то ребенок растет с полной уверенностью в том, что ему все должны, и что весь мир будет крутиться вокруг него. Не получая опыта столкновений с ограничениями, ребенок застревает на этой стадии развития и не взрослеет. Каково будет жить человеку, который уверен, что все ему должны, думаю, вы можете себе представить.

К чему еще может привести то, что родители оберегают детей от переживаний?

К тому, что ребенок не научится с этими переживаниями обходиться. А детство – это тот период, когда ребенку необходимо научиться и этому тоже, а не только считать, читать и писать. Оградить себя от переживаний, в том числе и очень болезненных, невозможно. И если не научиться этому вовремя, то как же справляться с ними позже?

Итак, не нужно ограждать ребенка от расстройств, грусти и слез. И чтобы перестать этого бояться, важно знать следующее. Никакое переживание, никакое страдание само по себе не наносит ребенку травму (иначе как бы мы выжили вообще, если бы не могли переносить страдания?). Ребенок может пережить все, что угодно, при одном условии – рядом с ним есть взрослый, который поможет ему пережить эти страдания. Травму наносит не страдание, а отсутствие эмпатических отношений при проживании этого самого страдания (эмпатия – это умение человека сочувствовать и понимать окружающих; эмпатические отношения, соответственно, когда тебя понимают и сочувствуют, когда принимают в любом состоянии, когда тебя поддерживают).

Страдания – даже очень сильные, такие как слезы мамы, конфликты родителей и даже утрата самых близких людей – болезненны для ребенка, но не опасны. Опасно другое – если при этом ребенок не может обратиться к эмпатичному взрослому (почти во всех случаях к родителю, конечно), если он не может получить сочувствие, понимание и поддержку. Если не может получить тех условий, в которых только и случается естественное проживание любой боли. И вот именно отсутствие этих условий и наносит травму.

Итак, не само страдание опасно, а отсутствие поддержки в его проживании.

Поэтому не бойтесь детских слез и переживаний. Бойтесь не дать им при этом поддержку. Поддержка - это присутствие рядом, разрешение чувствовать и выражать то, что чувствуется, сообщение, что вы понимаете его переживания.

Теперь вы можете подумать, в каких случаях можно дать ребенку плакать, а в каких нет. Можете, например, увидеть разницу между такими ситуациями:

- оставить орущего ребенка одного в кроватке и уйти, приучая к самостоятельному сну;

- оставить орущего ребенка пристегнутым в автокресле, при этом находясь рядом, держа за руку и говоря, что видите, как ему плохо, но взять на руки ребенка в машине никак не можете.

Можете понять, можно ли разрешать ребенку плакать у вас на руках, когда ему что-то не купили или он что-то потерял, вместо того, чтобы отвлекать и переключать внимание. Можете понять, стоит ли опасаться говорить ребенку о чем-то болезненном и страшном, например, о гибели его любимого питомца. И так далее.