Найти в Дзене
grid.ua

Гросс-адмирал Дёниц и британская экономика

Давно подмечено, что среднестатистический гражданин, обращаясь к истории той или иной войны, акцентирует своё внимание на её внешней стороне – политике и боевых действиях. Об экономике, как правило, забывают, в лучшем случае ограничиваясь количеством выплавленного чугуна и добытого угля. В общем, везде как всегда: «Дилетанты изучают тактику, любители – стратегию, а профессионалы исследуют логистику».

Взять хотя бы ленд-лиз. Обсуждая степень важности американских поставок Советскому Союзу в годы Второй Мировой войны, люди, как правило, говорят о танках, самолётах. Порой – случается и такое! – вспоминают о паровозах и поставки высокооктанового бензина, но, в целом, понимание роли экономики в ведении войны на этом и заканчивается, так и не начавшись. Да что там ленд-лиз! Давайте-ка лучше вспомним историю с борьбой Кригсмарине (точнее – подводного флота Третьего Райха) против британского торгового судоходства, т.н. битву за Атлантику.

Принято считать, что и в годы Второй Мировой войны (впрочем, как и во время Великой войны) германские подводники своими действиями почти поставили Британию на грань поражения. Ну, оно-то понятно: пустить на корм рыбам за четыре с половиной года войны 13,4 млн. брт (справедливости ради следует заметить, что в это число входят не только британские суда, но и суда других союзных и нейтральных стран) – это дорогого стоит!

-2

И, казалось бы, чему тут удивляться? Немцы, как говорится, и в Африке немцы. Не зря же Наполеон, разбив пруссаков в пух и прах в ходе одной кампании, об этих самых пруссаках сказал пророческое «Пруссия вылупилась из пушечного ядра!». Ни об австрияках, ни о русских, ни, даже, о британцах, с которыми воевал долго и упорно, а именно о пруссаках, разбитых в двух сражениях, по иронии судьбы приключившихся в один и тот же день!

В общем, как ни крути, а у немцев, наверное, какая-то генетическая предрасположенность создавать из новобранцев не обычных солдат, а уберменшей, терминаторов, одним словом – штучный товар. Танкисты, лётчики, подводники – все как на подбор! Ну, спрашивается, как тут с такими-то орлами и не жечь, сбивать, топить вражьи танки, самолёты и прочие транспорты? Естественно, не просто так, а теряя своих боевых товарищей, оплачивая каждую победу кровью, но таки круша супостатов, аки Зигфрид, своим Бальмунгом сносящий головы с плеч великанов.

-3

Вот так или приблизительно так рассуждает обыватель, читая о британо-германском противостоянии в Атлантике в 1939 – 1943 гг. Но, как известно, для того, чтобы табурет прочно стоял на полу, ему нужно три точки опоры. Не четыре и уж тем более не две, а три. Именно по этой причине наша с вами Земля, дорогие читатели, – это не просто блин, но блин, покоящийся на спинах трёх слонов! Другими словами: мир – штука сложная, и в нём, как правило, не всегда видимый раздражитель является единственной причиной какого-либо процесса и довольно часто не самой главной. То же и в нашем случае.

Британия, как известно, – это талассократия и, кроме всего прочего, ещё и островное государство. Т.е. для неё вопрос морских перевозок был не только вопросом могущества, но, прежде всего, вопросом выживания. Поэтому морские коммуникации, торговый флот, военно-морской флот – всё, что связано с морскими перевозками, являлось к началу Второй Мировой войны элементами системы национальной безопасности.

Как уже говорилось выше, немцы, благодаря упорной, и я бы сказал, героической борьбе сумели изрядно потрепать британский торговый флот. Но, пожалуй, никто так жестоко не обошёлся с их «купцами», как сами британцы.

Прежде всего, не лишним будет напомнить, что к 1-му сентября 1939-го года Великобритания обладала крупнейшим торговым флотом в мире: его валовая вместимость составляла 21,0 млн. брт. Сразу же после объявления Форрин-офисом войны Берлину Адмиралтейство начало мобилизацию судов транспортного флота, необходимых как для перевозки сил Британского экспедиционного корпуса во Францию, так и для обеспечения деятельности Королевского флота. Таким порядком из народного хозяйства в короткий срок изъяли суда общей грузоподъёмностью в 5,5 млн. брт! Т.е. вот так вот одним росчерком пера, без каких-либо усилий Кригсмарине, британская экономика лишилась более 1/4 торгового флота!

Впрочем, это не самое тяжкое испытание, которое предстояло пережить Британии. «Это только присказка. Сказка впереди».

Весной 1940-го года, т.е. до вступления в войну Италии, имея в качестве своего союзника во вспыхнувшем европейском конфликте французов, британцы принимают тяжёлое для себя решение – очистить от собственного судоходства бассейн Средиземного моря. В чём причина такого странного решения, принятого, как и первое, о мобилизации гражданских судов, без единого выстрела со стороны противника? Скорее всего, в его основе лежали опасения, что Муссолини не останется нейтральным: Италия вступит в войну на стороне Германии, и военные действия развернутся в Средиземноморье.

Учитывая тот факт, что Средиземное море было основной магистралью, связывавшей Британские острова с её азиатскими и тихоокеанскими колониями и доминионами, такое решение должно было негативным образом сказаться на имперской торговле: как писали отечественные историки, «... путь из Александрии и с Ближнего Востока вокруг Африки в Европу в три с лишним раза длиннее, чем через Средиземное море, а из Индии в Европу вокруг Африки на 8 тыс. км длиннее, чем через Суэцкий канал. Прекращение перевозок через Средиземное море привело бы к сокращению оборота тоннажа в 2 – 4 раза, замедлило бы переброску войск с одного театра на другой и нарушило бы снабжение воюющих государств стратегическим сырьём».

Это в сочетании с введением системы конвоев (первые из них начали формироваться уже 8-го сентября!) существенно замедлило оборачиваемость судов и было равнозначно потере чуть ли не половины всего тоннажа британского торгового флота! Как сказал в своё время И.В. Сталин (правда, по другому поводу), «эта штука посильнее “Фауста” Гёте!».

Таким образом, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что роль германских подводников «в деле почти поставления британцев на колени», хотя и была существенной, но всё-таки её нельзя назвать определяющей.

«А что же британская экономика?» – спросите вы. А ничего! Выжила. Сперва, конечно, было не ахти как. Правда и тут были свои нюансы.

-4

Нужно отметить то, что изъятие на военные нужды четверти тоннажа торгового флота страны почти не повлияло на количество ввозимых на Британские острова грузов. От слова «никак». Скорее – наоборот: во втором квартале 1940-го года в Великобританию было импортировано 16,3 млн. тонн различных грузов против 12,8 млн. тонн в четвёртом квартале 1939-го года, т.е. наблюдался рост на 27,3%! Сказался, очевидно, переход отрасли на режим военного времени.

В дальнейшем ситуация выровнялась – динамика количества ввозимых на острова грузов пришла в соответствие с общим трендом в отрасли морских перевозок: своего исторического минимума и грузоподъёмность торгового флота, и импорт грузов достигли в первом квартале 1943-го года – 10,9 млн. брт и 7,1 млн. тонн, соответственно.

За счёт чего Британия смогла выстоять? Так же, как и в случае с вопросом «Что чуть было не поставило Великобританию на колени?», ответ не может быть простым и однозначным. Почти наверняка можно сказать, что здесь свою роль сыграл комплекс факторов: от изысканий внутренних резервов до помощи извне. Мне же кажется, что наиболее значимым фактором оказался внешний.