Давно подмечено, что среднестатистический гражданин, обращаясь к истории той или иной войны, акцентирует своё внимание на её внешней стороне – политике и боевых действиях. Об экономике, как правило, забывают, в лучшем случае ограничиваясь количеством выплавленного чугуна и добытого угля. В общем, везде как всегда: «Дилетанты изучают тактику, любители – стратегию, а профессионалы исследуют логистику».
Взять хотя бы ленд-лиз. Обсуждая степень важности американских поставок Советскому Союзу в годы Второй Мировой войны, люди, как правило, говорят о танках, самолётах. Порой – случается и такое! – вспоминают о паровозах и поставки высокооктанового бензина, но, в целом, понимание роли экономики в ведении войны на этом и заканчивается, так и не начавшись. Да что там ленд-лиз! Давайте-ка лучше вспомним историю с борьбой Кригсмарине (точнее – подводного флота Третьего Райха) против британского торгового судоходства, т.н. битву за Атлантику.
Принято считать, что и в годы Второй Мировой войны (впрочем, как и во время Великой войны) германские подводники своими действиями почти поставили Британию на грань поражения. Ну, оно-то понятно: пустить на корм рыбам за четыре с половиной года войны 13,4 млн. брт (справедливости ради следует заметить, что в это число входят не только британские суда, но и суда других союзных и нейтральных стран) – это дорогого стоит!
И, казалось бы, чему тут удивляться? Немцы, как говорится, и в Африке немцы. Не зря же Наполеон, разбив пруссаков в пух и прах в ходе одной кампании, об этих самых пруссаках сказал пророческое «Пруссия вылупилась из пушечного ядра!». Ни об австрияках, ни о русских, ни, даже, о британцах, с которыми воевал долго и упорно, а именно о пруссаках, разбитых в двух сражениях, по иронии судьбы приключившихся в один и тот же день!
В общем, как ни крути, а у немцев, наверное, какая-то генетическая предрасположенность создавать из новобранцев не обычных солдат, а уберменшей, терминаторов, одним словом – штучный товар. Танкисты, лётчики, подводники – все как на подбор! Ну, спрашивается, как тут с такими-то орлами и не жечь, сбивать, топить вражьи танки, самолёты и прочие транспорты? Естественно, не просто так, а теряя своих боевых товарищей, оплачивая каждую победу кровью, но таки круша супостатов, аки Зигфрид, своим Бальмунгом сносящий головы с плеч великанов.
Вот так или приблизительно так рассуждает обыватель, читая о британо-германском противостоянии в Атлантике в 1939 – 1943 гг. Но, как известно, для того, чтобы табурет прочно стоял на полу, ему нужно три точки опоры. Не четыре и уж тем более не две, а три. Именно по этой причине наша с вами Земля, дорогие читатели, – это не просто блин, но блин, покоящийся на спинах трёх слонов! Другими словами: мир – штука сложная, и в нём, как правило, не всегда видимый раздражитель является единственной причиной какого-либо процесса и довольно часто не самой главной. То же и в нашем случае.
Британия, как известно, – это талассократия и, кроме всего прочего, ещё и островное государство. Т.е. для неё вопрос морских перевозок был не только вопросом могущества, но, прежде всего, вопросом выживания. Поэтому морские коммуникации, торговый флот, военно-морской флот – всё, что связано с морскими перевозками, являлось к началу Второй Мировой войны элементами системы национальной безопасности.
Как уже говорилось выше, немцы, благодаря упорной, и я бы сказал, героической борьбе сумели изрядно потрепать британский торговый флот. Но, пожалуй, никто так жестоко не обошёлся с их «купцами», как сами британцы.
Прежде всего, не лишним будет напомнить, что к 1-му сентября 1939-го года Великобритания обладала крупнейшим торговым флотом в мире: его валовая вместимость составляла 21,0 млн. брт. Сразу же после объявления Форрин-офисом войны Берлину Адмиралтейство начало мобилизацию судов транспортного флота, необходимых как для перевозки сил Британского экспедиционного корпуса во Францию, так и для обеспечения деятельности Королевского флота. Таким порядком из народного хозяйства в короткий срок изъяли суда общей грузоподъёмностью в 5,5 млн. брт! Т.е. вот так вот одним росчерком пера, без каких-либо усилий Кригсмарине, британская экономика лишилась более 1/4 торгового флота!
Впрочем, это не самое тяжкое испытание, которое предстояло пережить Британии. «Это только присказка. Сказка впереди».
Весной 1940-го года, т.е. до вступления в войну Италии, имея в качестве своего союзника во вспыхнувшем европейском конфликте французов, британцы принимают тяжёлое для себя решение – очистить от собственного судоходства бассейн Средиземного моря. В чём причина такого странного решения, принятого, как и первое, о мобилизации гражданских судов, без единого выстрела со стороны противника? Скорее всего, в его основе лежали опасения, что Муссолини не останется нейтральным: Италия вступит в войну на стороне Германии, и военные действия развернутся в Средиземноморье.
Учитывая тот факт, что Средиземное море было основной магистралью, связывавшей Британские острова с её азиатскими и тихоокеанскими колониями и доминионами, такое решение должно было негативным образом сказаться на имперской торговле: как писали отечественные историки, «... путь из Александрии и с Ближнего Востока вокруг Африки в Европу в три с лишним раза длиннее, чем через Средиземное море, а из Индии в Европу вокруг Африки на 8 тыс. км длиннее, чем через Суэцкий канал. Прекращение перевозок через Средиземное море привело бы к сокращению оборота тоннажа в 2 – 4 раза, замедлило бы переброску войск с одного театра на другой и нарушило бы снабжение воюющих государств стратегическим сырьём».
Это в сочетании с введением системы конвоев (первые из них начали формироваться уже 8-го сентября!) существенно замедлило оборачиваемость судов и было равнозначно потере чуть ли не половины всего тоннажа британского торгового флота! Как сказал в своё время И.В. Сталин (правда, по другому поводу), «эта штука посильнее “Фауста” Гёте!».
Таким образом, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что роль германских подводников «в деле почти поставления британцев на колени», хотя и была существенной, но всё-таки её нельзя назвать определяющей.
«А что же британская экономика?» – спросите вы. А ничего! Выжила. Сперва, конечно, было не ахти как. Правда и тут были свои нюансы.
Нужно отметить то, что изъятие на военные нужды четверти тоннажа торгового флота страны почти не повлияло на количество ввозимых на Британские острова грузов. От слова «никак». Скорее – наоборот: во втором квартале 1940-го года в Великобританию было импортировано 16,3 млн. тонн различных грузов против 12,8 млн. тонн в четвёртом квартале 1939-го года, т.е. наблюдался рост на 27,3%! Сказался, очевидно, переход отрасли на режим военного времени.
В дальнейшем ситуация выровнялась – динамика количества ввозимых на острова грузов пришла в соответствие с общим трендом в отрасли морских перевозок: своего исторического минимума и грузоподъёмность торгового флота, и импорт грузов достигли в первом квартале 1943-го года – 10,9 млн. брт и 7,1 млн. тонн, соответственно.
За счёт чего Британия смогла выстоять? Так же, как и в случае с вопросом «Что чуть было не поставило Великобританию на колени?», ответ не может быть простым и однозначным. Почти наверняка можно сказать, что здесь свою роль сыграл комплекс факторов: от изысканий внутренних резервов до помощи извне. Мне же кажется, что наиболее значимым фактором оказался внешний.