Мирон Федоров — мальчик из Санкт-Петербурга, который прожил большую часть своей жизни за пределами России. Больше известный как Oxxxymiron, он вынес на рэп-площадку свой стиль текстов и читки, представил собственный взгляд на российскую рэп-культуру. В чем особенности его творчества и можно ли назвать его поэтом? Давайте разбираться.
«Судя по их глазам, все повеселели весьма
Челюсть туда-сюда, заледенела десна
Честно, я сам не знаю, ребзи, кем же я стал
Я всего лишь писатель, моё дело писать»
Oxxxymiron
От мифа к реальности
Окси увлекся хип-хопом в 13 лет, когда жил в Германии. Тогда он и начал писать под псевдонимом «Миф» такие треки, как «Демо-фристайл в стиле бардкор», «Витязи словоблудия», «Лучшие МС» и «КВРП» (Каменный век русской поэзии). Это были выступления на немецком языке с использованием некоторых слов на родном русском. Концерты были небольшими, на них собиралось не больше сотни человек. В интервью Оксимирона для VladTV рэпер отмечает, что на тот момент у него в мечтах были мысли о зачитывании рэпа полностью на русском языке. Тогда Мирон, далекий от своей родины, не знал, что в стране таких «новаторов» пруд пруди.
В 2008-м году выходит его трек «Лондон против всех», после чего талантливого парня замечает популярный лейбл OptikRussia, за счет которого Федоров и обзавелся первой волной фанатов. Уже через год Оксимирон принял участие в независимом рэп-баттле Hip-Hop.ru. Исполнитель дошел до полуфинала и стал победителем в нескольких номинациях: «Лучший МС баттла», «Открытие 2009 года», «Прорыв баттла» и т.д. Позже Федоров покинул лейбл OptikRussia из-за конфликта творческих интересов.
В 2011 году рэпер решает создать свой лейбл под названием Vagabund, что переводится как «скиталец», коим нередко ощущал себя Мирон.
Вместе со своим напарником Шокком и менеджером Иваном они воплощают идею в реальность, а в мир музыки врывается дебютный альбом рэпера «Вечный жид».
2012 год — переезд в Россию, где начались большие шоу, собиравшие не сотни, а тысячи людей. Окси поймал момент и продолжил развиваться в сфере рэп-музыки, делая особый акцент на участие в баттлах. Позже Мирон отметит, что именно они обеспечили ему 50% нынешнего успеха. Также в этом году Оксимирон презентовал интернет-релиз микстейпа «miXXXtape I», вторая часть которого вышла под названием «miXXXtape II: Долгий путь домой». Наиболее известные композиции микстейпа: «Детектор лжи», «Неваляшка», «До зимы», «Не от мира сего», «Признаки жизни». Далее музыкант совместно с Олегом ЛСП записывает песню «Мне скучно жить», после чего выходит их второй, вызвавший особый интерес у слушателей трек «Безумие».
В 2015 году Окси выпускает альбом «Горгород», который стал лидером российского iTunes среди всех альбомов того года.
Стоит отметить, что даже спустя два года, в 2017-м, альбом продолжал держаться в чартах Apple Music и iTunes среди самых популярных альбомов у россиян, а по итогам года взял восьмую позицию. В том же 2015-ом состоялся нашумевший Versus Battle с Johnyboy, в котором Мирон одержал победу. Видео битвы набрало 45 миллионов просмотров.
В 2017 году зрители YouTube стали свидетелями баттла Оксимирона и рэпера Славы КПСС (Гнойный), который является представителем конкурентной battle-площадки SlovoSPB. Но здесь Мирон проиграл — судьи отдали все свои голоса в пользу Славы. Баттл вызвал резонанс в обществе. Музыканты, артисты, политические деятели стали высказывать свое мнение о выступлении рэперов. Например, российский предприниматель, общественный и политический деятель Михаил Ходорковский написал в твиттере: «Поглядел баттл. Поэзия, как ни странно. Мирон – интеллектуал, второй – хорош для этой тусовки. Но не "ах"». А вот советский и российский певец и композитор Юрий Лоза отнесся крайне негативно, дав комментарий журналистам РЕН ТВ:
«Это не относится ни к искусству, ни к чему. Стихами это назвать нельзя, музыки там нет. Маты служат для того, чтобы связывать слова. Матом виртуозно владеют любые помойные бомжи».
После этого на канадской баттл-площадке King of the Dot в Лос-Анджелесе, в рамках международного турнира World Domination, состоялся рэп-баттл между Оксимироном и Дизастером. Официально он не судился, но по мнению зрителей и слушателей, Федоров был в выигрыше.
В 2017 Мирон собрал «Олимпийский» с программой «Imperivm». Были проданы все 22 тысячи билетов.
И, конечно, нельзя не упомянуть о свежем проекте Окси — «Konstrukt». Долгожданный сайфер от Booking Machine появился в сети в августе 2018 года. На 8-ми партах девятиминутного трека можно услышать практически весь состав команды Оксимирона, включая его самого.
По закоулкам «Горгорода»
Длинный путь к успеху сквозь препятствия, несправедливость, нищету, оскорбления, непринятия сформировали в Мироне сильную личность, готовую дать отпор любым хейтерам и не только. Своими текстами Окси поднимает важные социальные проблемы, которые коснулись его самого и которые он лицезрел со стороны.
Его треки — рассказы из детства, отрочества. Это взгляды на современную жизнь молодежи и общества в целом.
Например, трек «Последний звонок» посвящен непростому школьному периоду в Эссен. Рэпер пишет:
Можете величать меня исчадием ада,
Можете линчевать меня, мыча как стадо,
Но на мне нет печати зла, сгущать не надо
Краски, я счастлив, что я не раб мещанских взглядов.
(Oxxxymiron, трек «Последний звонок»)
В текстах Окси трудно будет найти плаксивые истории о любви, ведь он пишет о своем жизненном пути, о пути других людей в нашей стране. И это не крики вроде: «Я крут, посмотрите, чего я добился! Я на вершине, на самом верху!». Он обычный человек, который делает то, что ему нравится. Сам Мирон отмечает, что во многом бывает собой недоволен, тексты не пишутся так быстро и легко. Чаще всего это очень долгий процесс зачеркивания одной строчки за другой.
Альбом «Горгород» выступает как «музыкальный роман»: все треки объединены общим сюжетом, а действия, разворачивающиеся в них, переплетены между собой.
Там, где нас нет, горит невиданный рассвет.
Где нас нет — море и рубиновый закат.
Где нас нет — лес как малахитовый браслет.
Где нас нет, на Лебединых островах.
Где нас нет, услышь меня и вытащи из омута.
Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом.
Во сне я вижу дали иноземные.
Где милосердие правит, где берега кисельные.
(Oxxxymiron, трек «Где нас нет»)
В центре — история писателя по имени Марк. В ней есть место и неразделенной любви, и конфликтам с литературным агентом, и, конечно же, его тяжелому творческому пути.
Трек «Где нас нет» — своеобразная рэп-баллада, в которой соединены две разные, но в то же время близкие по духу истории: молодого парня и юной девушки. Окси рассказывает о жизни каждого, иллюстрируя все неприятие семьей и обществом детей, подающих надежды, желающих развиваться, талантливых и одаренных. Как их мечты втаптывают в грязь, обрекая на скорую погибель.
В припеве песни рэпер использует анафору, начиная каждую последующую строку со слов «Где нас нет». Тем самым он усиливает эффект восприятия слушателя, акцентирует внимание, что именно там, где нас нет, и происходят хорошие дела и чудеса, завуалированные за словами: «рассвет, море, закат, лес, Лебединые острова». Сказочность этим образам придают художественные тропы: эпитеты «невиданный», «рубиновый», «малахитовый», метафора «горит … рассвет», олицетворение — «милосердие правит». А фраза «Где берега кисельные» отсылает аудиторию к русской народной сказке «Гуси-лебеди»: «Течет молочная река в кисельных берегах», показывая, что справедливость может быть лишь в сказках.
Поэт или нет?
Треки рэпера отражают чувства самого автора, подобно представителю поэзии. Он мыслит нестандартными образами, эмоционален и открыт со своей аудиторией, не забывая при этом о музыкальности и чувстве ритма.
Русский поэт Евгений Евтушенко писал, что начинающим поэтам в первую очередь необходимо преодолеть свою «бесхарактерность» и «безликость», не бояться быть неумелым, быть честным перед самим собой.
Настоящим поэтом можно стать через жизненные мытарства, о которых автор и должен рассказать своим слушателям.
Российский журналист и кинокритик Антон Долин высказал свое мнение касательно его творчества:
«Я услышал Оксимирона и был практически шокирован качеством текста. Вслушался в музыку — и она тоже показалась мне удивительно вменяемой. И если прежде я принимал за свидетельство всеобщей необразованности новость о том, что школьница прочитала на уроке вместо Мандельштама стихотворение Оксимирона, то позднее я понял, с чем это связано. Там действительно настолько плотный, метафоричный, ритмически здорово организованный текст, что человек, недостаточно внимательно в это вслушивающийся, способен перепутать их с каким-то хрестоматийным стихотворением».
Мирон открылся миру таким, какой он есть. В его треках нередко используется ненормативная лексика, с помощью которой он придает большую эмоциональную окрашенность. Он ее не стесняется, не боится использовать — это часть его самого, поэтому скрывать нечего. В его текстах есть рифма, средства художественной изобразительности, сюжет, нестандартные образы. Он повествует о несправедливой, жестокой, тернистой жизни в социуме. Так может, это и есть новый род поэта, подходящий для нового поколения Y? Своеобразный голос народа, отражающий переживания, мысли, мечты и надежды современного общества на лучшее будущее.
Люция Мухамедшина, редакция Include.
Фотографии взяты со страницы ВКонтакте Мирона Федорова