Компании сектора промышленного производства за первое полугодие на 90% увеличили совокупный объем факторинговых сделок, доведя его до 370 млрд рублей.
Как говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА), доля промпроизводства в общем объеме факторинга достигла 44%. При этом доля сектора торговли, как традиционного для этого вида финансирования, сократилась до менее 34%.
Вместе с тем на замену кредитам или в дополнение к ним стали чаще выбирать факторинг добывающие предприятия и компании химической и фармацевтической отраслей.
Как писала «Финансовая газета» ранее, к середине июля нынешнего года 23 российских банка и факторинговых компании в рамках посреднического финансирования выплатили более 1 трлн руб. Таким образом, их совокупный портфель превысил 415 млрд руб., что суммарно составило около 95% рынка.
Управляющий директор по банковским рейтингам агентства RAEX Александр Сараев рассказал, что разница между факторингом и кредитом сократилась до минимума, несмотря на то, что факторинг как комплексная услуга обходится дороже.
По его словам, разница между кредитами и посредническим финансированием быстро сокращается. В первом полугодии ставки по коммерческим кредитам на срок до одного года составляли 8,8%, тогда как стоимость факторинга 11,1%, против 10,7% и 15,3% соответственно в прошлом году.
Вместе с тем количество клиентов не увеличивается, а число дебиторов сокращается. «Конкуренция на рынке высокая, новых качественных клиентов немного, факторам приходится бороться за уже существующих и перераспределять их между собой», – сказал Сараев и подчеркнул, что концентрация клиентов на первых пяти компаниях-факторах достигла 70%.
Добиться притока новых клиентов удается отдельным крупным компаниям-факторам за счет выхода на новые для посреднического финансирования сектора - химпроизводство, фармацевтику, производство медицинской техники.
Одновременно замечено отсутствие роста доходов у факторов из-за снижения ставок, которое они вынуждены делать для привлечения новых клиентов. В целом участники этого рынка считают, что добиться серьезного прироста клиентов можно за счет упрощения процедуры с помощью цифровых технологий «больших данных» (блокчейн).
Новый вид финансирования заставляет игроков идти по пути создания уникальных стратегий, чтобы не перетягивать одних и тех же клиентов снижая прибыли, считает председатель правления Ассоциации факторинговых компаний Виктор Вернов. «Факторинговые компании должны отличаться не только ценой, но и продуктами, например, предлагать более долгосрочное финансирование или факторинг энергосервисных контрактов», – говорит он.
Вместе с тем, у рынка посреднического финансирования довольно привлекательные перспективы. Игроки считают, что он будет только расширяться, также и за счет ориентирования на средние и малые компании.
Эксперты RAEX считают, что в этом году объем факторингового рынка вырастет на 30%, в следующем рост замедлится до 20%. Одновременно переход крупных компаний из кредитов в факторинг продолжится и в 2019 году.
Напомним, что факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, которые ведут торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
Простыми словами – это форма товарного кредита, когда права на задолженность покупателя передаются третьей стороне – фактору, из-за чего поставщик получает оплату от фактора быстрее, чем на прямую по договору поставки с покупателем.