Любопытно наблюдать позитивные трансформации в отношении людей к психотерапии. Особенно в России. Насколько я знаю, это создавало неприятные последствия для репутации человека, обратившегося за помощью. Уже одна эта мысль ужасает, ведь в его положении он испытывал с одной стороны страдания душевные, обусловленные внутренним кризисом, но также и страх осуждения со стороны социума, некое клеймо. И это, полагаю, было весомой причиной, не демонстрировать своих тараканов на людях. Такое зацикливание на проблеме и и изоляция создавало еще большие страх и давление.
А ведь Россия являлась одной из немногих стран, где уже в 1904 году появилась переведенная на русский язык работа З.Фрейда "О сновидениях". И популярность психоанализа среди ученых росла. Начало-середина 20-х годов явились пиком развития русского психоанализа в постреволюционной России. Причем в те годы русские психоаналитики играли значительную роль в развитии международного психоаналитического движения. Надо сказать, что к середине 20-х годов они составляли примерно одну восьмую часть всех членов Международной психоаналитической ассоциации.
Но, по мере того как коммунистическая идеология набирала силу, положение начало радикально меняться. Сначала началось идейное наступление на психоанализ, сопровождаемое не только критикой учения Фрейда, но и административными мерами, направленными на изгнание психоаналитических методов исследования и лечения из клиники и исследовательских лабораторий. В дальнейшем явственно стал проявляться прямой запрет на теорию и практику психоанализа. Психоанализ с его направленностью на развенчание различного рода иллюзий не мог существовать в обществе, всеми средствами насаждающем всякого рода мифы и иллюзии и был для него опасен. 14 августа 1925 г. принимается официальное постановление о закрытии Государственного психоаналитического института.
Источник: http://psychoanalyse.ru
Возможно, окончательно у народа авторитет психоанализа, и в целом, психотерапии подорвало введение в советской психиатрии такого диагноза, как «вялотекущая шизофрения».
Она систематически диагностировалась идейным противникам существовавшего в СССР политического режима с целью их принудительной изоляции от общества. При постановке диагноза диссидентам использовались, в частности, такие критерии, как оригинальность, страх и подозрительность, религиозность, депрессия, амбивалентность, чувство вины, внутренние конфликты, дезорганизованное поведение, недостаточная адаптация к социальной среде, смена интересов, реформаторство.
Источник: Abuse of psychiatry in the Soviet Union: hearing before the Subcommittee on Human Rights and International Organizations of the Committee on Foreign Affairs and the Commission on Security and Cooperation in Europe, House of Representatives, Ninety-eighth Congress, first session, September 20, 1983. — Washington : U.S. Government Printing Office, 1984.
В 1977 году на конгрессе в Гонолулу Всемирная психиатрическая ассоциация приняла декларацию, осуждающую использование психиатрии в целях политических репрессий в СССР. Также она пришла к выводу о необходимости создать комитет, названный позднее Комитетом по расследованию (англ. Review Committee) или более точно — Комитетом ВПА по расследованию случаев злоупотребления психиатрией (англ. WPA Committee to Review the Abuse of Psychiatry), который согласно своей компетенции должен расследовать любые заявленные случаи использования психиатрии в политических целях. Этот комитет действует до настоящего времени.
Источник: Kastrup M. (June 2002). «The work of the WPA Committee to Review the Abuse of Psychiatry». World Psychiatry 1 (2): 126—127. PMID 16946875.
Не знаю как на вас, но на меня производят особенно сильные впечатления из каких-нибудь фильмов, где человека против его воли подвергают различным медицинским процедурам в психиатрической клинике, очевидно выполняемым совершенно не для благополучия пациента. Последним из таких фильмов на моей памяти был «Лекарство от здоровья».
Вернемся в «светлое настоящее». После такого экскурса уровень гражданской свободы кажется зашкаливающим. Сейчас посещение психотерапевта в чем-то начинает напоминать фитнес-клубы. Как часть имиджа человека, она может быть манифестацией немаловажной заботы о себе. Не только заботы о теле и подтянутых ягодичных мышцах, но о Душе, как о жемчужине нашего существа.
Вопреки общественному мнению психолог не ставит через какое-то время работы диагноз «и все становится ясно и навсегда». Нет, конечно в процессе работы устанавливаются некие метки в связанные с моделями поведения и мышления клиента, которые свойственны тому или иному типу личности или диагнозу, но наша психика текуча и переменчива, поэтому бесполезно и, пожалуй, в некоторых случаях даже травматично ставить диагнозы.
И если Вы ощущаете душевный дискомфорт, который реально мешает жить, не тяните — обратитесь за помощью и жизнь начнет меняться.
Егиян И. И.