Найти тему
МББеляево

Наши дороги как испытательный полигон

Оглавление

S-Класс с автономной системой вождения проехался по загруженным улицам пяти городов на пяти континентах, однако до России так и не добрался. А зря! Вот уж где автомобильных инженеров, разрабатывающих интеллектуальные системы вождения, ждут настоящие испытания и вызовы. Чему наши дороги могут научить S-Класс с автономной системой вождения, размышляют журналисты.

Виталий Тищенко, главный редактор журнала TopGear Россия
Виталий Тищенко, главный редактор журнала TopGear Россия

Реагировать системе придется молниеносно

Если бы помимо Германии, Австралии, Южной Африки и США S-Класс с автономной системой вождения завернул бы и к нам в Россию, уверен: список препятствий для внедрения полного автомобильного «самоуправства» стал бы вдвое длиннее. В такой колоссальной, многонациональной стране, как наша, разнообразны не только климатические зоны, обычаи и языки, осложнений на дорогах у нас тоже полный джентльменский набор.

Загибаем пальцы. Без хорошо различимой разметки камеры системы автономного пилотажа бессильны? Так на наших дорогах временами отсутствует не только разметка, но и асфальт, на который ее обычно наносят. А даже там, где есть и то и другое, большую часть года разметка бывает неразличима под слоем грязи, снега и льда.

Количество и качество дорожного покрытия несут и другую опасность: кочки и ямы. Сможет ли искусственный интеллект маневрировать между ними так же ловко, как мы – ежеминутно выбирая между рисками встречного столкновения или разрушения подвески и шин?

«Автоматике у нас не позавидуешь. Ведь маневрировать тут принято внезапно и непредсказуемо, ускоряться и тормозить – резко, а правила соблюдать – не по книжке, а по ситуации»

И даже там, где под колесами все более-менее благополучно: есть и гладкая поверхность, и белые линии на ней, и дорожные знаки вокруг, как, например, в столице, – автоматике все равно не позавидуешь. Ведь маневрировать у нас принято внезапно и непредсказуемо, ускоряться и тормозить – резко, а правила соблюдать не по книжке, а по ситуации. Реагировать системе придется молниеносно! А еще лучше – рассчитывать и интуитивно предугадывать на два хода вперед. Если сумеет.

Андрей Моторов, автомобильный редактор журнала MAXIM
Андрей Моторов, автомобильный редактор журнала MAXIM

В будущем автомобили научатся буквально предчувствовать

Было бы наивным ожидать, что сложности, с которыми сталкиваются испытатели по всему миру, не встретятся и в России. Огромные расстояния, самый разный ландшафт и климатические пояса, перегруженные города и разбитые дороги дальней периферии – в нашей стране есть буквально все. Правда, Россия всегда готова добавить своих «нештатных ситуаций». Необозначенные дорожные работы, медленные грузовики в облаках черного дыма на шоссе, спагетти временной желтой разметки в районах ремонта автострад, полустертая разметка, указания которой не всегда совпадают со знаками, – это только за пределами городов.

На идеальном (хотя бы где-то) асфальте Москвы или Санкт-Петербурга с новой дорожной разметкой будущие самоуправляемые машины поджидают другие испытания. Съезд на развязку-«клевер» в три ряда? Двухполосный проезд с ясной осевой линией, заставленный машинами с одной стороны? Это еще не беда. Лихачи, органически неспособные ехать в одном ряду хотя бы какого-нибудь кольца дольше десяти секунд? Вот это уже посложнее. Дорожные «шашки» заставляют паниковать системы безопасности законопослушных машин сильнее всего.

«Идеальных результатов удастся достичь, когда движение на дорогах станет на 100% автономным или будет полностью отделено от управляемого людьми. Тогда особенности российских дорог перестанут иметь значение»

К моделям Mercedes-Benz это относится в наименьшей степени: научив автомобили справляться с любыми нештатными ситуациями, инженеры взялись за перестраховки и ложные срабатывания. Машина, понятное дело, бережет своего владельца, но экстренные торможения и затяжка ремней каждый раз, когда электронике что-то там «показалось», – не самый приятный опыт. И сегодняшние модели Mercedes-Benz таких сюрпризов не преподносят.

В будущем, возможно, автомобили научатся буквально предчувствовать. Электронная интуиция – почему нет? Одно правило останется неизменным: чем ровнее поток, тем быстрее он движется – это преимущество ламинарного потока перед турбулентным. Идеальных результатов удастся достичь, когда движение на дорогах станет на 100% автономным или будет полностью отделено от управляемого людьми. В этом случае особенности российских дорог перестанут иметь значение. А пока мы вправе исходить из утверждения, что все сложности на пути автономного передвижения решаемы.

Алина Распопова, корреспондент gazeta.ru
Алина Распопова, корреспондент gazeta.ru

Наша главная проблема – законодательная база

Даже если приучить беспилотники разрешать все нелегкие ситуации и адаптировать их к особенностям российской езды, останется главная проблема для их существования в России – законодательная база.

«Дмитрий Медведев дал команду начать работу над законодательной базой для беспилотных автомобилей»

В вопросах ПДД и их современного прочтения Россия и с обычными автомобилями до сих пор заметно отстает от остального мира. Мы только сейчас внедряем в практику множество очевидных вещей, которые за границей введены уже десятки лет. К примеру, совсем недавно водителей начали обязывать надевать ночью на трассе светоотражающие жилеты. Выделенные полосы для общественного транспорта разве что в Москвеуже не вызывают удивления и возмущения, да и то в них пытаются втиснуться «вечно опаздывающие», если знают, что на дороге нет камер фото- и видеофиксации. Да, премьер-министр Дмитрий Медведев дал команду начать работу над законодательной базой для беспилотных автомобилей. Но пока законотворцам отталкиваться не от чего, из чего следует, что им надо думать самим и брать на себя ответственность, решая, как должна действовать машина в той или иной ситуации. Зайдут ли в этом чиновники дальше громких слов в ближайшие годы? Будем надеяться, но придется подождать,пока подумают другие.