Вологодчина как «место забытых вещей».
Туры выходного дня на Русский Север нынешним летом были очень популярны, причём не только у российских туристов. Едут и шведы, немцы, датчане…
Новости с югов, с побережья Черного и Средиземного морей, все лето шли ужасающие, а вот с севера - только хорошие. По маршруту туристического «Серебряного ожерелья» нарастает много интересных объектов. Для пытливых новгородцев такие города как Вологда, Белозерск, Кириллов – это владения Новгородской республики в далёком средневековом прошлом. Впрочем, так ли уж оно далеко? Практика показывает, что до него от Ильменя всего каких-то 600 километров, что преодолевается вовсе не на машине времени, а на обычной легковушке или на автобусе за семь часов.
Кружите меня, кружите!
Побывав в Вологде, обязательно не только увезите с собой сувениров, но и оставьте. В городе есть «Музей забытых вещей», убеждающий нас в том, что все привычные предметы обихода со временем становятся частью истории, и их предназначение приходится объяснять. Вот и моя курточка со смартфоном и банковской картой, оставленная по рассеянности в кафе, стала бы лет через 200 музейной редкостью. Но в том и фокус, что пока вещи нам нужны, мы не в силах от них отказаться! И для меня тоже было счастьем забрать через пару часов свои гаджеты нетронутыми. Остался, правда, без снимков и видео с самого интересного объекта. Хорошо, что коллеги помогли…
Музей деревянного зодчества в Вологде - не самый большой, но очень целенаправленный, я бы сказал. Все слышали о самом вкусном в России животном масле – «вологодском». Бренд прочно удерживает пальму первенства уже много десятилетий и не собирается её отдавать тем, кто подмешивает в исконно русский продукт дешёвое пальмовое масло. Так вот, сбираясь в музей, обязательно закажите себе «маслобойку». Спектакль длится минут 20 под шутки-прибаутки, но в конце вы получите не только ощущение того, что ваш рот полон смешинок, но и, наконец, почувствуете вкус настоящего, только что сбитого при вас масла. Маслобойка – это удивительно простой механизм, хоть и с ручкой. Мне даже подумалось, что если бы кто-то придумал приложение не к смартфону, а к холодильнику, чтобы можно было взбивать 20 или там 50 граммов реального масла к утреннему бутерброду, то стал бы не менее знаменит и богат, чем был Гейтс в прошлом году. И в нынешнем он первый богач на земле – в силу человеческого стереотипа: у всех окошко в виртуальность – и мне тоже подавай! А масло пусть суррогатом будет, эх, мы!
Открытый в 2010 году музей кружева стал в Вологде сразу же одним из самых популярных. У кружевниц с опытом в Вологде охотно берут уроки мастерства. Даже приезжают с других городов поучиться. Это же так привлекательно: быть хозяином продуктов собственного производства. Вот, собственно, и все о настоящем Вологды, а теперь – в прошлое!
В гостях у Синеуса
Главное в Сугорье – непрерывный интерактив. Сидите ли вы за княжеским столом с глиняным стаканом медовухи в руке и пьёте в честь предводителя дружины, которого облачили в меха и кожу, а ещё недавно он ехал впереди вас в экскурсионном автобусе и вытирал пот с шеи обычным носовым платком… Спускаетесь ли в подземный ход по лестнице, подавая руку той самой даме, что вам уже понравилась в поездке, держите ли из последних сил тяжеленный щит, расписанный почему-то в билайновские цвета – ну, когда же экскурсовод перестанет болтать и можно будет положить эту штуку на место?! – всё это мастерски поставленный импровизированный спектакль, в котором мы задействованы. Чтобы подыграть профессиональным устроителям исторической реставрации, а в роли таковых выступают директор проекта Игорь Ручин и его верный помощник, экскурсовод Алексей Пальчех, главное – не уходить от темы. И не вспоминать фильм про царя Ивана Васильевича, который поменял свою профессию. Юмор в наши дни всё же должен быть уже другим… Почему бы не посмеяться над собственным прикидом, над штанами с дырочками, например. Или над манерой пить из горла пойло, называемое вином, где на бутылке есть акцизная марка, удостоверяющая, что налог вы заплатили, а вот качество напитка – это уже дело стороннее. И едим суррогаты, и ездим в плацкартных вагонах советского образца, расплачиваясь из электронных кошельков. Ну, не смешно разве?!
Гости «Сугорья» узнают о древнем Сугорском княжестве, о знаменитом торговом пути «Из варяг в персы», проходившем по реке Шексна. На примере весельной ладьи «Славянка» они знакомятся с основами древнего судостроения. И не важно, что Сугорское княжество просуществовало всего каких-то 40 лет, если брать в расчёт исторические факты, а легендарного Синеуса, прибывшего княжить на Белоозеро, здесь и ноги не могло быть. Важно, что историческое прошлое по духу воссоздано, и нам предоставлена возможность хоть пяток минут, но побыть в роли Синеуса или его охранника, княгини или её дочки. Пока мы эмоционально отброшены в прошлое, нам очень нравится тот, другой мир.
Полезно взять в путешествие по историческому прошлому записную книжку. Уж больно много новых слов встречается, и не тех, что врываются к нам из английского языка, а как раз старых русских – «жиковины», «вежа», «хоромы», «гульбище», «охлупень». За каждым из них - не просто забытая вещь, а целое явление в общественном укладе!
Многие ли из нас могут объяснить, например, зачем кузнецу борода? Мастер молота и наковальни доставал из горна заготовку и подносил к бороде; если волоски начинали трещать и закручиваться, это означало, что температура уже достаточна, можно доведённый до белого каления металл сваривать.
А откуда пошло выражение «косить трын – траву», тоже не знаете? Ну, тогда вам - в Сугорье.
Модель по моде
Между построенным в советские годы музеем деревянного зодчества «Витославлицы» и «Сугорьем» есть большая разница. Выходя из избы на озере Мячино, думаешь: «Ну, и повезло же мне родиться сейчас! Всё же лампочка лучше лучины…». А вот в Сугорье думаешь совсем наоборот: «Вот была жизнь, вот приволье! Почему я челнок по жизни, а не купец, не князь!». И начинаешь по приезду домой копать историю.
Итак, Сугорье – земли, расположенные по левобережью реки Шексны. Управлялись они князьями Сугорскими, жившими в своих укрепленных усадьбах – дворах с дружиной и челядью. Правили они мудро и справедливо, а в лихую годину отважно вставали на защиту родной земли. Частыми гостями здесь были скандинавские викинги и новгородские ушкуйники. Некоторые из древних правителей, признаёт уже в письме автору Игорь Ручин, были «служилыми князьями», ставленниками Новгородской республики. Вместе с новгородцами они ходили в походы, но при этом были независимы вплоть до 1389 года, когда, по духовной грамоте Дмитрия Донского, Белоозеро стало уделом Московского государства.
Русский Север испытывал влияние с разных сторон. Культурное шло из Владимира и Суздаля, именно оттуда приходили мастера расписывать соборы. Север был далеко от Москвы и тому же Дионисию, современнику Леонардо да Винчи, было легче воплотить на фресках Ферапонтова монастыря своё видение Страшного суда. Независимый Новгород распространял по Руси торговую модель государства, при которой каждый город был свободным и богател на собственных ресурсах. В древнем Новгороде, как пишут историки, строго соблюдался меновый характер торговли, то есть наличный товар - за наличный товар. Ныне бартер запрещён, потому что игнорирует налоги. Монеты в древности были серебряными да золотыми, для современных методов «заморозки» они непригодны. Торговля в кредит категорически запрещалась под угрозой конфискации товара, а ростовщичество и вовсе было занятием греховным. Да и пирамиды были только в Египте, а сейчас в финансовом мире их стало так много, так сильно они инвестиционный климат меняют ежедневно, что простому пилигриму невозможно поменять свои гроши на изобретение дяди Сэма по справедливому курсу. Так что Рижское направление для новгородцев закрыто. Ездим строго на Север.
Да, Москва победила новгородскую «вольницу» со своей моделью централизованных налоговых сборов, при которой денежные потоки стекаются в столицу, а потом уже только шубы с барского плеча в дар падают. С тех пор посадники в Великом Новгороде только и мечтают, как бы получить да освоить федеральные средства на ремонт дорог да латание крыш. Своих денег уже не остаётся.
В Великом Новгороде снимают очередной исторический сериал про рюриковские времена. Строят и киношный «Княжий двор». Фабрика грёз тоже работает! Так вот оставили бы, не разбирали бы опосля! Хоть помечтать будет можно…
Юрий КРАСАВИН
Фото автора и Евгения Голомолзина