Найти в Дзене
l'étagère d'Eugene

Макс Вебер о возникновении крепостей

Важнейшей идеей Вебера является связь протестантской этики труда и богатства регионов Европы с этой религией. Причина заключена в особом мировоззрении, которое способствует большему «экономическому рационализму» протестантов, тогда как католики «были равнодушны к земным благам». Но помимо «Протестантской этики и духа капитализма», не меньшего внимания заслуживает исторический очерк «Город», в котором Вебер проводит анализ возникновения города как особого социального института. Совместно с этим он затрагивает историю появления крепостей и их роли в истории человечества. По мнению Вебера, город был «не единственной и не древнейшей крепостью». В пограничных районах, за которые часто шли битвы, укреплялась каждая деревня. Так, славянские поселения, национальной формой которой издавна были, по-видимому, ряды дворов, вытянувшиеся вдоль улиц, явно под угрозой постоянной военной опасности в бассейнах Эльбы и Одера приняли форму огороженного плетнем кругового расположения дворов с единственны

Важнейшей идеей Вебера является связь протестантской этики труда и богатства регионов Европы с этой религией. Причина заключена в особом мировоззрении, которое способствует большему «экономическому рационализму» протестантов, тогда как католики «были равнодушны к земным благам». Но помимо «Протестантской этики и духа капитализма», не меньшего внимания заслуживает исторический очерк «Город», в котором Вебер проводит анализ возникновения города как особого социального института. Совместно с этим он затрагивает историю появления крепостей и их роли в истории человечества.

Замок Зигмаринген. Source: Google Images
Замок Зигмаринген. Source: Google Images

По мнению Вебера, город был «не единственной и не древнейшей крепостью». В пограничных районах, за которые часто шли битвы, укреплялась каждая деревня. Так, славянские поселения, национальной формой которой издавна были, по-видимому, ряды дворов, вытянувшиеся вдоль улиц, явно под угрозой постоянной военной опасности в бассейнах Эльбы и Одера приняли форму огороженного плетнем кругового расположения дворов с единственным запирающимся входом, через который на ночь сгонялся в середину деревни скот. В поселениях израильтян к востоку от Иордана, в Германии, и по миру также часто встречались высокие круговые валы, внутри которых скрывались безоружные жители и скот. «Города Генриха I» на востоке германии были просто подобными укреплениями, но систематически возводимыми. В Англии англосаксонского периода в каждом графстве был «бург» (borough), по которому оно получало своё название, и определенные лица или владельцы земель несли повинность через сторожевую и гарнизонную службы.

Замок Аммерсоен. Source: Google Images
Замок Аммерсоен. Source: Google Images

В том случае, если бурги не были в мирное время пусты и в них пребывали в качестве постоянного гарнизона за плату или за землю стража или жители, то, по теории Мейтленда, (Он считал, что военные и оборонительные задачи – главная причина появления городов), он становился англосаксонским бургом - «гарнизонным городом». Жители их назывались burgenses, потому что их политическое правовое положение, так же, как и связанная с этим правовая природа их владения землей и домом определялась обязательством сохранять и сторожить крепость. Однако исторически важнейшими предшественниками городского укрепления становились не огороженные деревни или укрепления, а господский бург - крепость, где жил сеньор с подчиненными ему как должностному лицу или лично в качестве его дружины воинами с его и их семьями и челядью.

Отдельно Вебер говорит о том, что появление политически независимого слоя знати в Средние века в Италии начинается с casteli (замков), а в Северной Европе - с массового возведения бургов. То же явление существовало в России во время эпохи закрепления христианства. Их значение, ещё в Новое Время, было велико настолько, что право человека на место в сословно-представительских органах Германии зависело от того, обладал ли его род бургом, пусть даже если они теперь не более чем древние развалины. Наличие бурга являлось показателем военной власти над районом, и вопрос возникал только по отношению к статусу владения: принадлежит он одному человеку, объединению рыцарей или правителю, который осуществлял власть через своих ставленников.

По материалам книги «Город», Изд. Strelka Press, 2017

«L’etagere d’Eugene» — обзоры, переводы, статьи по книгам, фильмам, а также просто интересные наблюдения из жизни и мира: https://telega.at/letagere

https://vk.com/letagere

Поддержать группу и автора:

https://money.yandex.ru/to/410014825349670