Дмитрий Баркан - разносторонний человек. Математик по образованию, он помимо работы в IT-сфере и успешно складывающейся карьеры в автоспорте успел попробовать себя во многих видах спорта, получить награды в международных соревнованиях. А еще он отец четверых сыновей, успевает в свободное время заниматься керлингом и содержать свой личный автопарк. Дмитрий выступает еще и в скоростном маневрировании. Как уложить все это в короткие 24 часа, как выкладываться на "все сто" и при этом не терять вкус к жизни, Дмитрий рассказал нам в интервью.
- Дома вы, наверное, нечастый гость? Как вы все успеваете? Не сложно ли уделять при такой занятости время семье и хобби?
- У меня есть секретный механизм планирования - и все получается как нужно. Я стараюсь распределять свое время максимально эффективно. Как известно, 20 процентов усилий дают 80 процентов результата. Заезды обычно проходят в выходные дни и с работой не пересекаются. Тренируюсь я по вечерам, а машину готовлю в ночь перед соревнованиями.
Когда появляется возможность, семья поддерживает меня, посещает гонки, болеет. Старший сын ездил в прошлом году со мной на выездные этапы. В этом году на этапе в Полоцке меня поддерживала жена.
Когда я был маленьким, меня водили за руку в разные секции, приобщали к спорту, но осознанный выбор я начал делать к 16 годам. Для спортивной карьеры, как правило, это уже достаточно поздно, но благодаря моему спортивному опыту для меня это проблемы не составляло. И старший сын постоянно занимается спортом, играет со мной в керлинг, но выбор в пользу профессионального спорта не делает. Да и учеба в лицее БГУ отнимает у него много времени, ведь впереди поступление в университет.
- Какая физическая подготовка нужна для автоспорта?
- В автоспорте на коротких заездах и обычный человек справляется с нагрузкой. Но если соревнование длится 6-7 часов, функциональная подготовка начинает влиять. Когда подходит время решающих заездов, имеет значение, насколько ты можешь быть сконцентрирован и показать максимум. Если ты не выспался, всю ночь провел в гараже, готовя машину, это, безусловно, мешает.
Помогает держать себя в форме как раз керлинг. В своей жизни я занимался очень многими видами спорта, порядка 17 дисциплин, и могу сказать, что подготовка для керлинга нужна очень серьезная. Даже самому титулованному спортсмену нужно много тренироваться и вкладывать все силы в свиппинг - натирание льда специальными щетками.
- В каких еще видах спорта у вас есть награды и достижения?
- Больше всего достижений у меня в гиревом спорте. По нему я являюсь мастером спорта, много раз выигрывал чемпионат Беларуси, а лучшее достижение - шестое место на чемпионате мира. Выигрывал Кубок Беларуси по армрестлингу, кандидат в мастера спорта.
- Есть ли у вас какие-либо традиции или суеверия перед соревнованиями?
- Да, есть. Традиция готовить автомобиль. А если серьезно, я не суеверный. И число "13" для меня счастливое: двое детей родились 13 декабря с разницей 4 года.
- Имеет ли значение возраст прихода в автоспорт?
- Думаю, чем раньше, тем лучше. Если говорить о занятиях картингом, в 6 лет уже поздно. Меня обучили езде на машине в 9 лет. С дедушкой гонял по лесам и полям возле Нарочи. Я уже начал участвовать в автослаломе и только через несколько лет после этого сел на хобби-карт и поехал сразу на уровне опытных картингистов. Если у человека есть талант, то легче прогрессировать, а если нет, то нужно упорно трудиться.
- Были ли на соревнованиях интересные случаи с поклонниками?
- Встречались поклонники, которые подходили на соревнованиях и говорили, что следят за мной уже много лет. Я даже не думал, что у меня есть фанаты!
- Есть ли друзья в автоспорте? Или вы все соперники и особо не общаетесь?
- Уровень конкуренции в нашем виде спорта такой высокий, что первые 4-5 мест занимают люди, которые гоняют уже около 10 лет. За такое долгое время между нами сложились теплые дружеские отношения, ведь мы идем к одной и той же цели, разделяем взгляды друг друга. Мы стали настоящей семьей. К примеру, если я буду в Витебске, где живет Алексей Шендюков, я всегда ему позвоню, мы обязательно увидимся.
- А вас "подставляли"?
- Да постоянно! Я долгое время в спорте, и, поверьте, везде все одинаково. Через меня прошло три поколения пилотов, и я четко вижу, кто они и что собой представляют. Новички, как правило, поначалу тихие, спокойные, просят советов, а потом, если доходят до призовых мест, им приходится совершать ошибки, без которых никто не движется вперед. Бывают моменты, когда велико искушение пойти на сделку с совестью, но, успокоившись, ты понимаешь, что не всегда нужна победа любой ценой. Ты делаешь свой выбор и становишься другим человеком и как личность, и как спортсмен. После такой "прокачки" на такого человека можно положиться. А то, что было в прошлом, остается в прошлом. Старожилы спокойно воспринимают такие ситуации, относятся к этому лояльно. Важно не то, что было, а то, кем мы стали после этого.
- Новичков вы встречаете по-особому?
- Мы очень трепетно относимся к новичкам. Это одна из проблем нашей дисциплины, ведь не каждый захочет 10 лет тратить на то, чтобы бороться за призы. Сразу понятно, кто на что способен. Виден сразу же характер, задатки, работоспособность. Очень хорошо, когда приходят амбициозные люди, которые хотят достичь больших высот. Сейчас у нас есть отдельный зачет для новичков. Это очень мотивирует, ведь уже на начальном этапе карьеры у них есть возможность завоевать награду.
- Какие качества, по вашему мнению, нужны для успеха в автоспорте?
- В любом виде спорта нужны одинаковые качества: не бояться труда, правильно подходить к тренировкам, слушать своего наставника, быть внимательным, уметь анализировать. Важна координация движений, хороший вестибулярный аппарат, хорошая память. Трассу никто заранее не видит, расставляют новую конфигурацию, и она может оказаться довольно сложной. Нужно искать компромисс между скоростью и правильностью прохождения дистанции. Новички всегда выбирают скорость и не могут правильно проехать.
- У вас большой автопарк - 10 автомобилей. Много ли времени тратите на уход за ними?
- Специально коллекцию авто я не собирал. Автопарк разросся на фоне занятий скоростным маневрированием. Когда я начинал свой путь в автоспорте, естественно, стоял вопрос правильного подбора автомобиля. Перебирать пришлось долго и много. В один момент в гонках произошло деление по классам. Можно было участвовать сразу в нескольких классах, но на разных авто. Мне это было интересно, я был единственным, кто всегда участвовал минимум в трех классах. У меня есть несколько откровенно старых машин, которые нужно продать, но мне просто лень этим заниматься.
А уход за машинами достаточно прост. Они у меня в хорошем состоянии, с небольшим пробегом - им просто нельзя давать застаиваться. Я живу в частном доме, многие работы провожу сам, экономлю время. Например, поменять масло самостоятельно не проблема. Всегда пользуюсь качественными смазочными материалами.
Хотел бы отметить значение партнерства в автоспорте. В скоростном маневрировании ситуация такова, что какое-то время ты можешь выступать на обычном авто при минимуме финансовых вложений, из постоянных затрат - резина, бензин и взносы. Но когда спортсмен переходит на эксклюзивные авто, тут уровень вложений вырастает, довольно остро становится вопрос партнерства. Эксклюзивный Caterham - это как раз то авто, которое мы перевозим, допуска к дорожному движению оно не имеет. То, что у нас есть партнеры, делает возможным участие в соревнованиях и долгосрочное планирование. Кроме того, соревнования имеют довольно важный социальный подтекст. Мы пропагандируем повышение навыков вождения и безопасности на дорогах. Я считаю, что пройти курсы контраварийной подготовки должен каждый водитель: уровень вождения возрастает в разы, а это безопасность себя и своей семьи на дороге. Наши партнеры помогают нам продвигать этот важный социальный посыл. Кстати, моя жена также является победителем нескольких женских соревнований, для меня ее прогресс был очень заметен.
- Вы упомянули о Caterham - как поживает ваш суперкар? Не пытались ли у вас его приобрести на выгодных условиях?
- О да! Заманчивые предложения были. Человек, который его построил, Константин Булкин из Пензы, предлагал выкупить его обратно. Но сейчас для нашей команды это рабочий инструмент, который абсолютно необходим. Я, Леша Королев и Виталик Рябцев приобретаем часть автомобилей в совместное пользование. У нас был такой принцип: купили машину, довели ее до ума, выиграли чемпионат, продали, взяли следующую. Некоторые приходилось продавать, несмотря на то что машины были отличные и могли проездить еще сезон, но хотелось "прокачать" другие. Но у Caterham настолько большой потенциал, что расставаться с ним просто не хочется. С каждым годом он становиться все лучше. Это эксклюзивное авто, второго такого не существует.
- Какие у вас планы на будущее? Не думаете в тренеры податься?
- Не вижу причин уходить. Пока от этапа к этапу я только прогрессирую и знаю, что сил еще много. Как только я почувствую, что остановился, это будет для меня сигналом. Но не в ближайшие 10 лет...
Ксения ПОТАПЕНКО
Специально для ABW.BY
Фото из личного архива героя материала
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber