Найти тему

«Цветы и Фрукты»

Перенесемся на 400 лет назад, в Нидерланды, в 1618-й год. Нидерландская буржуазная революция свершилась. Владычество католической Испании в северной части страны свергнуто, Соединенные провинции стали независимыми, в 1609 году объявлено 20-летние перемирие и жизнь вошла в свое нормальное русло. В Европе возникла первая буржуазная республика. Однако южные Нидерланды остаются под властью испанской короны.

Это разделение отразилось и в изобразительном искусстве. Голландский натюрморт (северный) более демократичный и строгий (бокал пива, курительная трубка, надкушенная булочка, на чистой белой скатерти) против фламандского (южного) натюрморта, более декоративного и пышного (лавка торговца битой дичью с огромным лебедем на прилавке, омарами, головой кабана и еще с полсотней охотничьих трофеев на одной картине).

Как это выглядит:

Питер Клас. Натюрморт с рыбой, кувшином, бокалом и курительными принадлежностями.  >>>Скромность и умеренность голландского натюрморта
Питер Клас. Натюрморт с рыбой, кувшином, бокалом и курительными принадлежностями. >>>Скромность и умеренность голландского натюрморта

Франс Снейдерс. Натюрморт с дичью.  >>>Роскошь и изобилие натюрморта фламандского
Франс Снейдерс. Натюрморт с дичью. >>>Роскошь и изобилие натюрморта фламандского

В ходе этих масштабных изменений, затронувших большие людские массы в голландском обществе возникает новый класс состоятельных людей, воспользовавшихся плодами буржуазной революции и достигших благосостояния благодаря упорному труду. Мореходы, торговцы заморскими товарами, ремесленники, предприимчивые горожане сколачивают первоначальные капиталы и удовлетворив свои базовые потребности обретают возможность к удовлетворению своих потребностей эстетических .

В обществе появляется запрос на предметы изобразительного искусства. Предметы которые могут отразить разные стороны материальных достижений или духовных устремлений заказчика картины, честного бюргера достигшего богатства или всеобщего уважения.

Коль скоро есть запрос со стороны общества, предложение не замедлит появится. Многочисленные художественные мастерские и отдельные живописцы быстро отреагировали на потребности своих соотечественников. В стране с богатая культурным наследием северного Возрождения возникает новый, доселе неизвестный род изобразительного искусства - предметная живопись, или натюрморт, в рамках которого параллельно развивается несколько направлений.

Вот и наступил момент для более подробного их описания. Начнем с направления именуемого цветочный натюрморт.

С чего же все началось? Читаем в монографии Юлии Звездиной (*):

C начала XVI столетия существовала традиция обрамления картин (в т. ч. миниатюр из печатных книг) иллюстрирующих сцены из Священного Писания цветочными гирляндами, символически ограждающими святые образы от нечистоты "человечьего" мира. Постепенно эти "вспомогательные" изображения становятся все более изощренными и сложными и к началу XVII столетия формируются в отдельный подвид натюрморта – цветочный.

Этот вид предметной живописи складывается в отдельный подвид самым первым.

Изначально подобные изображения несли скрытый религиозный подтекст, а изображаемые на картине цветы – символическую нагрузку. Библейские сюжеты и символы еще будут долго присутствовать в работах голландских мастеров, отвечая ожиданиям воспитанного на Библии зрителя.

Большая часть Голландии находится ниже уровня моря и отвоевана у него упорным трудом поколений жителей этой страны. Как следствие -окружающий пейзаж довольно плосок и однообразен, лишен заметных возвышенностей и лесов. Дабы не впасть в уныние, или того хуже депрессию, и разнообразить окружающую действительность среди голландцев, особенно горожан, было распространено цветоводство. Как среди наших соотечественников распространено дачное огородничество, также многие голландцы возделывали небольшие сады за городом. Там они выращивали различные декоративные растения и деревья. Множество цветов продавалось на рынках.

Филипс Конинк. Широкий пейзаж с дорогой у реки.  Типичный голландский пейзаж. Не хватает лишь ветряных мельниц...
Филипс Конинк. Широкий пейзаж с дорогой у реки. Типичный голландский пейзаж. Не хватает лишь ветряных мельниц...
Роза, ирис, лилия, маргаритки, календула культивировались в Голландии еще со времен античности. Благодаря же обширным торговым связям. многие виды цветов появились в Голландии в конце XV – XVI веков. Пионы и бархатцы появились в 1542 г., сирень в 1554 г., нарцисс был завезен в 1565 г., тюльпан и гиацинт в 1593 г., крокус в 1597 г. (даты несколько разнятся в зависимости от источника).
Юлия Звездина "Эмблематика старинного натюрморта"

Увлечение выращиванием тюльпанов в какой-то момент стало носить массовый характер, что в конце концов привело к взлету цен на луковицы этих растений и первому биржевому "мыльному пузырю". Тюльпановая «лихорадка» охватила всё общество. Цена в момент пика за одну луковицу достигали астрономических значений, превышая годовой доход среднестатистического ремесленника. Все рухнуло внезапно, в феврале 1637 года, в течение месяца цены обрушились почтив двадцать(!) раз. Всеобщее внимание к тюльпанам вообще и редки цветам в частности способствовало повышению интереса обывателей к картинам с их изображением.

Работы мастеров цветочного натюрморта можно разбить на несколько подвидов. Некоторые мастера изображали новые виды цветов, недавно завезенные в страну с целью ознакомления широкой публики с их особенностями и основными признаками. Подобные изображения это пособия для ботаников и цветоводов-любителе, максимально точно передающие особенности строения растения, окраски цветков, формы листьев и т.п. Эти изображения были совершенно лишены символического подтекста.

Другим подвидом является собственно цветочные композиции, декоративного характера, в виде букета цветов, чаще всего в стеклянной вазе, поставленную в небольшой нише в стене. Иногда ваза располагалась на подоконнике. В открытом окне изображался пейзаж.

Первые цветочные натюрморты имели симметричному композицию. Самый высокий цветок возвышался вертикально и являлся вертикальной осью симметрии (часто это лилия). остальные цветы симметрично располагались слева и справа относительно центрального. Часто даже число бутонов в левой и правой части композиции одинаково. Цветы в букете расположены в несколько ярусов (часто из три) и представлены небольшим количеством видов (три - четыре). Единый колорит отсутствовал. Ориентация картин чаще всего была вертикальной.

Типичный пример раннего цветочного натюрморта:

Лудгер Ринг Младший. Ваза с цветами. Левая часть диптиха
Лудгер Ринг Младший. Ваза с цветами. Левая часть диптиха

Со течением времени композиция усложняется. Букеты становятся разнообразнее. Часто составляются из неповторяющихся видов цветов (до 10 – 15 видов в одной картине). Если изначально стебли изображались прямыми, то теперь они становятся более неровные, такими как они выглядят в живой природе. Композиция может быть асимметричной и обычно состоит из трех уровней соцветий. Рядом с вазой или на самих цветах появляются насекомые – бабочки, гусеницы, шмели или же ящерицы или даже змеи.

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с тюльпанами. >>> Ранняя работа мастера
Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с тюльпанами. >>> Ранняя работа мастера

Часто можно видеть несоответствие размеров цветов и вазы в которой собран букет. Связано это с тем, что часто натюрморты писались не с натуры (т. к. не всегда было возможно собрать все цветы вместе), а поэтапно, как только у художника была возможность получить образец. Часто каждый цветок рисовался отдельно (при наличии), а потом уже дорисовывалась ваза и стол (или ниша) на котором она стоит. Обратите внимание на гигантские бутоны тюльпана на картине Амброзиуса Босхарта.

Позднее для придания равновесия асимметричной цветочной композиции появляются фрукты. Они уже могут нести и символическую смысловую нагрузку. Например гроздья винограда - надежда на спасение; яблоко - символ грехопадения; персики - сладострастие; тронутые разложением или изъеденные насекомыми фрукты – увядание и бренности жизни. Появляются горизонтально ориентированные картины. Зрителю необходимо показать не только высокий букет в вазе, но и разложенные на столе фрукты.

Балтасар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами
Балтасар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами

Первые цветочные натюрморты были довольно пестрыми. Мастера более позднего периода второй половины XVII века пытались смягчить эту пестроту колорита путем нахождения общего цветового тона объединяющего картину в единое целое, мягких переходов светотени.

Композиции становятся все сложнее. Цветов все больше. Иногда в одной картине присутствуют растения, цветение которых в одно время попросту невозможно, например ландыши и пионы.

В более поздний период живописцы начинают включать в композицию изображения различных живых существ - насекомых, пресмыкающихся, морских раковин, реже птиц. С одной стороны это было необходимо для решения чисто живописных задач - уравновешивание сложной композиции, создание цветового акцента и т.п.

С другой стороны живые существа появляющиеся в цветочном натюрморте можно интерпретировать в духе первых символически насыщенных натюрмортов. Чаще всего это символы бренности бытия или же намек на преобразование человеческой души (ползущая гусеница - жизнь земная; порхающая бабочка - душа устремленная к Богу). Насекомые – мухи, кузнечики символизировали краткость земной жизни; пустые раковины моллюсков, напоминали о смертном теле которое душа оставит после кончины...

Амброзиус Босхарт Старший. Букет цветов в каменной нише.
Амброзиус Босхарт Старший. Букет цветов в каменной нише.

Некоторые авторы изображали в картинах мертвую птицу - еще вчера она беззаботно щебетала, а сейчас жизнь оставила ее. Так художник напоминал зрителям, созерцающим на полотне роскошь прекрасных ярких цветов и диковинных заморских фруктов, о краткости существования. О необходимости спасать душу. О том что и зритель скоро "увянет" и время терять нельзя.

Талантливейшим представителем данного направления является Амбросиус Босхарт Старший (1573 - 1621), родом из Антверпена.

Амброзиус основал династию художников пишущих натюрморты с цветами и фруктами. В то время подобная практика была широко распространена, часто мастера создавали целые мастерские где трудилось несколько поколений художников и их учеников. Продолжили дело Амбросиуса три его сына (Йоханнес, Абрахам, Амбросиус) и два его шурина (Балтасар (1593 - 1657) и Йоханес ван дер Асты (1593 - 1618).

Подродно о творчестве этих мастеров и не только, можно прочесть в подробнейшей монографии Юрия Тарасова "Голландский натюрморт XVII века".

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с раковинами и ящерицей
Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с раковинами и ящерицей

Иеронимус ван дер Аст. Натюрморт
Иеронимус ван дер Аст. Натюрморт

Ранние работы Босхарта, выглядят симметрично. Характерная особенность его работ - ваза с букетом и поверхность на которой она стоит (каменная плита или ниша) изображены с высокой точки, а букет цветов так, как будто он расположен у зрителя прямо перед глазами. Как упомянуто ранее, это связано с тем, что часто картины писались по частям, а не с натуры. В букете довольно много различных видов цветов, изображены они плоско. Фрукты или раковины, в картине располагаются симметрично относительно вазы, образуя вытянутый вверх треугольник.

Поздние же работы мастера более сложны. Обычно композиция асимметрична. Мастер уходит от декоративности. Картина наводит на размышления. Изъеденные насекомыми плоды и листья, муха прилетевшая на запах подгнившего фрукта, гусеница, поедающая листок... Увядающие плоды, осыпающиеся цветы, хрупкие насекомых все это наталкивает на мысли о быстротечности жизни...

Читатель, обрати внимание на мастерство живописца! Как просвечиваю ягоды смородины, как тонко отрисован матовый полупрозрачный налет на сливах, кое-где стертый, как блестят листья на левой освещенной части картины, и как они же теряются в тени в правая затененной части ... Аромат фруктов сочится сквозь холст и даже сквозь это электронное изображение!

Амброзиус Босхарт Старший. Фрукты
Амброзиус Босхарт Старший. Фрукты

Итак, подытожим. Если очень грубо обобщить, то цветочный натюрморт прошел за XVII век путь от натуралистического изображения цветов и фруктов, пёстрого по цвету и декоративного по сути, до символически насыщенного, решенного в едином колорите, композиционно-сложного изображения.

Цветочный натюрморт прекрасен в любое время года! Фрукты, пусть даже нарисованные источник хорошего настроения и следовательно долголетия.

Литература по теме:

(*) Юлия Звездина. Эмблематика старинного натюрморта.

Юрий Тарасов. Голландский натюрморт XVII века. изд-во Петербургского университета. 2004.