Почтовая открытка, представляющая из себя карточку для открытого письма, имеющую на лицевой стороне изображение, а на обратной стороне место для короткого сообщения, адреса доставки и адреса отправителя, являлась популярным почтовым сообщением.
С началом Великой Отечественной войны производство печатной продукции в СССР резко упало, но существенного снижения тиражей по производству открыток не произошло, и это легко объяснимо.
И на фронте и в тылу необходима была эффективная пропаганда, и открытка, с изображениями патриотического содержания, вполне соответствовали этим целям. Иллюстрированная открытка была широко распространена, в тоже время, был строгий запрет на пересылку открыток снаклеенными фотографиями.
В начале осени 1941 года начался выпуск карточек-бланков без иллюстраций, которые предназначались для писем " В армию" и " Из армии". Они выпускались без марок, и наклеивать на неё марку не было необходимости.
Тогда же началсямассовый выпуск и иллюстрированных открыток. Это могла быть и открытка-плакат патриотической направленности, какой-то героический сюжет, репродукция, сатирическое изображение, слова песни.
Иллюстрированные открытки выпускались различными издательствами и печатались в типографиях в количествах от пяти до двухсот тыс. экземпляров. Тематика открыток отличалась высокой разнообразностью.
В СССР огромное внимание уделялось различным мерам безопасности, поэтому в годы Великой Отечественной войны запрещалось печатать открытки с видами панорамного изображения городов, заводов, фабрик, а тем более объектов военного назначения.
Часто на открытках печатались документальные фотографии военных фотокорреспондентов запечатлевших различные боевые эпизоды. Это могли быть и боевые самолеты во время полета, и колонны боевой техники на марше, и бойцы, идущие в атаку.
Был выпущен целый циклы открыток с документальными фотографиями, посвященными различным родам войск: саперам, танкистам, лётчикам. Выпускались открытки - репродукции с изображениями подвигов советских солдат с описанием этих подвигов.
Часто на открытках изображали Героев Советского Союза, о героизме которых знала вся страна. Такие открытки играли роль своеобразного источника информации, предназначенной для распространения среди солдат и офицеров Красной Армии, а так же среди мирного населения.
Наибольшее развитие в годы Великой Отечественной войны получило производство почтовых открыток патриотической направленности. Огромными тиражами выпускались открытки-плакаты, призывающие на борьбу с врагом и на поддержку тылом армии: " Вперёд, на Запад!", " Всё для фронта, всё для Победы". К примеру, открытка "Воин Красной Армии, спаси!" несколько раз издавалась миллионными тиражами.
В годы войны началась популяризация русских полководцев Суворова, Кутузова, Александра Невского, их именами назывались ордена, снимались фильмы, а открытки с их изображениями и знаменитыми изречениями выпускались большими тиражами.
Большое значение на войне имела песня, поэтому часто выпускались открытки с наиболее популярными текстами песен: « Синий платочек", " Ленинградская застольная", "До свиданья города и хаты" и др. Также большими тиражами выпускались открытки с текстом Гимна Советского Союза.
Многие открытки содержали изображения юмористического и сатирического характера, с их помощью в больших количествах тиражировались плакаты.
Открытки, приуроченные к знаменательным датам и праздникам, в большинстве своём носили характер пропаганды и служили для поднятия морального духа и настроения бойцов и тружеников тыла.
Они внушали надежду и уверенность, что враг будет разбит и наступит День Победы.