Найти в Дзене
Vespa Media

ЯДЕРНЫЙ ИРАН: интервью министра иностранных дел

"Европа заявляла, что ядерная сделка - в интересах её безопасности. В таком случае Европа должна быть готова платить за свою безопасность. Бесплатно ничего не бывает. Европейцы должны определитьcя, стоят ли за их словами какие-то действия"

Перевод отрывка интервью министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа немецкой газете der Spiegel. В фокусе - срыв ядерной сделки США и внешняя политика Ирана.

-2

Spiegel: Трамп объявил о введении новых санкций за "нарушение ядерной сделки" против Ирана на начало ноября - эти санкции должны прекратить ваш нефтяной экспорт. Президент Роухани пригрозил, что в этом случае Иран перекроет Ормузский пролив. По факту это будет объявление войны США.
Зариф: Роухани говорил о том сценарии, при котором американцам действительно удастся удушить иранский нефтяной экспорт. Тогда и всем остальным следует иметь в виду, что по-старому разговаривать с Ираном уже не получится.
Spiegel: Роухани предостерёг США "не дергать льва за хвост". Что они " пожалеют".
Зариф: Мы полагаем, что до этого не дойдёт. Иран продолжит продавать нефть. Если США реально хотят остановить наш экспорт, им потребуется нечто большее чем угрозы. Тогда будет совсем иная ситуация.
Spiegel: Что делает Иран для предотвращения эскалации?
Зариф: Нам не нужна эскалация. Мы с лучшими намерениями заключили сделку, которая в интересах международного сообщества, включая США. 12 докладов ИКАО, два из них уже после выхода США из ядерной сделки, показали: Иран исполняет свои обязательства. Мы хотим продолжать в том же духе. Для этого правда США надо стать нормальным государством и уважать собственные международные обязательства.
Spiegel: ЕС, Россия и Китай придерживаются условий сделки. Что мешает просто продолжить её исполнять с этими партнёрами?
Зариф: Европейцы и иные стороны сделки должны действовать, чтобы компенсировать воздействия американских санкций. В мае нам представили пакет мер. Это был важный шаг. Теперь эти меры следует претворить в реальность. Главное: Европа должна сделать это не для Ирана, а для своего собственного суверенитета и долгосрочных экономических интересов.
Spiegel: Как это должно конкретно выглядеть?
Зариф: Первичный приоритет для нас, чтобы Иран по-прежнему мог продавать на мировом рынке нефть в достаточных количествах и выводить выручку в Иран. Кроме этого нас интересует сотрудничество и инвестиции в таких направлениях как наука, технологии и торговля. Но лакмусовый тест - это нефть и работа наших банков.
Spiegel: Но ведь правительства европейских стран не могут принудить свои компании работать в Иране, если за это они попадут под американские санкции.
Зариф:
Вопрос в том, хочет ли Европа чтобы европейский бизнес соблюдал американские или европейские законы. Смирится ли Европа с американским диктатом.
Spiegel: Ни одно правительство не может заставить бизнес инвестировать в Иран.
Зариф: У Европы есть "блокирующий статут". Она могла бы штрафовать компании за то что они из-за американских санкций прекратили работать в Иране.
Spiegel: Германия должна штрафовать Сименс и Даймлер-Бенц за то, что бизнес в США им важнее чем Иран?

-3

Зариф: Европа заявляла, что ядерная сделка - в интересах её безопасности. В таком случае Европа должна быть готова платить за свою безопасность. Бесплатно ничего не бывает. Европейцы должны определить, стоят ли за их словами какие-то поступки.

Spiegel: Остались ли еще среди иранского руководства сторонники ядерной сделки?
Зариф:
Ядерное соглашение - не любовный роман. Это разумный компромисс. Иран готов его соблюдать, пока это соответствует нашим интересам. Это очень прагматичный вопрос, без эмоций. Международные отношения основаны на том, что ты что-то получаешь за то, что отдаешь. Если этот баланс разрушается за счёт действий американцев и пассивности европейцев, мы будем реагировать.
Spiegel: Вы выйдете из соглашения?
Зариф: У Ирана есть варианты как внутри, так и вне соглашения. Мы подготовились к любому развитию событий.
Spiegel: Какие преимущества появятся у Ирана, если он выйдет из ядерной сделки?
Зариф: Нам не обязательно ее расторгать. Статья 36 соглашения и резолюция по безопасности 2231 позволяет нам редуцированно ее исполнять.
Spiegel:
Вы возобновите обогащение урана?
Зариф:
Да, это может быть одной из опций.
Spiegel: Президент Трамп предложил прямые переговоры с Ираном. Вы отбросили это предложение как "пиар-трюк". Что говорит против подобных переговоров?
Зариф: Если прямые переговоры нацелены не только на пиар-эффект, то значит они должны иметь целью достичь неких договоренностей. Но у нас уже есть соглашение, над которым мы бились 12 лет. Позади бесконечные часы переговоров на уровне министров - это уникально в истории как Ирана, так и США. А сейчас Трамп все смахнул со стола. Кто нам гарантирует, что он будет исполнять этот новый договор? Мы не намерены ещё раз тратить время на некие "прямые переговоры".
Spiegel: То есть вы исключаете переговоры?


Зариф:
ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ НЕТ ОСНОВАНИЙ.


Spiegel: Вас критикуют ястребы внутри Ирана за эту сделку. Взглянув на ситуацию сегодня, было ли ядерное соглашение ошибкой?
Зариф: Нет, с чего бы это. Американская администрация нарушает и другие свои договоренности. Было ли Парижское соглашение по климату ошибкой? ТТП было ошибкой?
По этой логике - когда кто-то проезжает на красный свет - означает ли это, что светофор является ошибкой?
...
И далее в том же духе по Йемену, по Сирии, по Израилю и прочим вопросам иранской внешней и внутренней политики. Очень крутые и жестоковыйные ребята. Для России хорошо иметь дело с последовательными людьми.

-4

Союзники России, как известно - ее армия и флот (в том числе Каспийская флотилия у берегов Ирана). Но персы, как минимум, хорошие враги, а как максимум - достойные партнёры.

-5