Авария, произошедшая на Чернобыльской атомной станции, была катастрофой мирового масштаба и на ликвидацию ее последствий потребовалась консолидация всей страны. Так перед автопроизводителями (в том числе и перед КрАЗом) поставили задачу: в максимально короткие сроки разработать специальные транспортные средства для работы в зоне радиационного заражения.
До трагического дня, перед конструкторами не ставили подобных задач, поэтому специалистам пришлось вести работы с «чистого листа». В управлении главного конструктора КрАЗа, 22 июня 1986 года была собрана рабочая группа, в которую вошли лучшие инженеры-конструкторы предприятия под руководством Виктора Холявко.
В качестве базы для спецсамосвала была выбрана проверенная временем модель КрАЗ-256Б1. Конструкторам нужно было каким-то образом защитить водителя от радиоактивного излучения. Первоначально планировалось разработать капсулу, которая размещалась бы внутри обычной кабины (в заказе были требования скрыть реальное назначение будущего автомобиля).
Но когда стали устанавливать фильтровентиляционную установку ФВУА-100Н, выяснилось, что кабину придется серьезно дорабатывать. В итоге конструкторы получили разрешение не маскировать капсулу, чтобы не срывать сроки поставки.
Даже в этом случае изготовление первого образца оказалось не легким. Капсулу сваривали из специальных слоеных панелей. Наружные слои были выполнены из 3-милимитровой стали, внутренний – свинцовый, толщиной 30 мм на полу, 25 мм на боковых стенках и 12 мм на крыше.
Свинец свозили со всех предприятий Кременчуга и организовали экстренные поставки 60 тон из Казахстана.
Окна кабины были выполнены из противорадиационного прозрачного стекла (с желтым оттенком) размером 300x300 мм и толщиной 75 мм.
Каждую капсулу после сборки тестировали на радиоактивную проницаемость. При обнаружении уязвимостей, их устраняли дополнительными свинцовыми накладками.
Капсула получалась очень тяжелой – более 3 тон. Из-за чего потребовалось усиливать левый лонжерон рамы, левую переднюю ресссору и дополнять конструкцию специальным надрамником. Также левое переднее колесо «перекачивали» создавая давление 7.5 кгс/см² вместо положенных 6.5 кгс/см², а чтобы замочное кольцо не срывало, его крепили прижимами с приваренными предохранительными планками.
Для сохранения герметичности свинцовой кабины, все механические приводы управления были заменены гидропневматическими и электропневматическими. Фильтрационная установка работала от генератора, а в случае остановки двигателя от четырех аккумуляторных батарей.
Уже 10 июля завод провел испытательные заезды первого образца КрАЗ-256-030 и после некоторых доработок сразу отправил в Чернобыль.
В течение следующей недели на заводе были собраны еще семь самосвалов и отправлены в зону ЧАЭС. Всего было изготовлено 18 экземпляров чуть более чем за месяц.
После проведенных работ, все спец. самосвалы так и остались в зараженной зоне. Некоторые из них были захоронены в специальном могильнике для техники неподалеку от ЧАЭС, другие на свалке для все той же зараженной техники.